«С осени 2009 года и по настоящее время я являюсь частью Гуманитарного, а он является частью меня»

31 мая 2018 года

Выпускник юридического факультета, а ныне – один из его преподавателей, ведущий «Своей игры» и писатель Антон Рундквист рассказывает о своей жизни в ГУ и творческих планах.

Сразу после школы я поступил в другой вуз, совершенно на другую – техническую – специальность. Промотавшись и помучившись там (здесь даже не подходит слово «проучившись») некоторое время, я понял, что мне это совсем не интересно, и решил кардинально сменить направление. Я ввел в поисковике «гуманитарные вузы Екатеринбурга», и ГУ оказался в числе первых. Выбирал между психологией и юриспруденцией, в итоге выбрал второй вариант. Уже тогда почувствовал, что мне примерно понятно, что такое работа юриста: по сути, это аналитическая и логическая работа с информацией, которая, как я думал, для меня не будет слишком сложной. Кстати, все предположения впоследствии подтвердились. Я подал документы, поступил, и – с осени 2009 года и по настоящее время являюсь частью Гуманитарного университета, а он является частью меня.

Юридическая специальность и даже просто нахождение здесь, в ГУ, в течение длительного времени – пять лет специалитета, два года магистратуры, и еще несколько лет в качестве преподавателя – дало мне очень много и многому научило. Я имею ввиду все в комплексе: и само образование, и участие в научных мероприятиях, и участие в общественной студенческой жизни.


На игре «Что? Где? Когда?», кубок в которой ежегодно разыгрывается в ГУ с 2010 года

Образование в Гуманитарном работает сразу на всех уровнях. Во-первых, с самого первого курса даются глубокие теоретические познания. У нас прекрасный педагогический состав, и каждый преподаватель закладывает мощную теоретическую базу, правда, иногда на первом курсе студентам с ней бывает непросто справиться, и это вызывает у них недоумение: зачем все это надо? А вот дальше, когда уже начинается изучение отдельных дисциплин, таких как уголовное право, гражданское право, начинаешь постепенно понимать, как работает вся эта теория на практике, и, со временем, благодаря тому, что когда-то она была заложена, становится все проще и проще разбираться с аспектами профессии. Например, с гражданским законодательством: я не знаю наизусть полностью гражданский кодекс Российской Федерации и мне не стыдно в этом признаться – он достаточно большой. Однако, зная основные принципы, базовые идеи, на которых он строится, я могу по аналогии выводить какие-то нормы и толковать нормы, которые вижу впервые.

Второй уровень обучения – практический. Начиная с решения каких-то задач на семинарских занятиях и заканчивая реальной юридической практикой, которую все студенты-очники без исключения проходят в нашей специальной юридической клинике. Это настоящая работа, с реальными делами, с реальными людьми и их проблемами: они приходят, разъясняют свою ситуацию, и из всей этой информации тебе необходимо вычленить юридический момент и работать дальше именно с ним. То есть, это и умение разговаривать, умение «выудить» из собеседника именно то, что тебе действительно нужно знать, чтобы решить его проблему. Далее – аналитическая обработка информации, сопоставление жизненной ситуации со статьей закона, после чего происходит составление искового заявления для последующего обращения в суд. То есть, все это – практические навыки, и всему этому нас очень плотно учили. Также нас долго специально учили работать со справочно-правовыми системами, потому что поиск и обработка информации в таких системах – основная часть работы юриста.

Еще один – третий – уровень подготовки – в сфере научной деятельности, то есть, мы развивали навык подготовки и презентации различных научных работ, будь то статья, курсовая, дипломная или магистерская работа.


Антон и его команда – победители «Лиги ветеранов» ЧГК

Так получилось, что буквально в тот же день, когда я получил диплом, меня пригласили одновременно и в магистратуру, и на должность преподавателя юридического факультета ГУ. Я счел, что это очень удачно и удобно, тем более, что преподавательская деятельность меня всегда привлекала. Даже будучи студентом, я часто объяснял какие-то вещи своим сокурсникам: когда у кого-то возникали какие-то проблемы с учебой (особенно в период сессий), чаще всего обращались ко мне, и я пытался максимально простым языком эти вопросы разъяснить. До сих пор считаю, что самым главным навыком любого преподавателя должна быть способность простым языком объяснять сложные вещи – а не наоборот! На самом деле, для этого просто нужно вникнуть в суть того или иного вопроса, явления, вычленить из него несколько ключевых слов, словосочетаний, и, в принципе, дальше уже включается логика – чем и хороша юриспруденция, она базируется на вполне четких и логичных вещах. Она не абстрактна, она построена на законах здравого смысла, которые есть в обществе, и существует, чтобы урегулировать и упростить людям жизнь. Хотя иногда это и не очевидно… Иногда нужно просто вникнуть в суть какого-либо принципа, ухватить основной момент, лежащий в основе того вопроса, над которым ты работаешь в данный момент, и тогда самое сложное становится простым.


В составе команды «Стрелы»: победители Межвузовского турнира по ЧГК

Что касается общественной жизни в Гуманитарном, то я с самого первого курса участвовал практически во всем, в чем можно было участвовать. В первый раз – на Дне первокурсника, затем – в интеллектуальном клубе ГУ, в игре «Что? Где? Когда?». Затем у нас появилась «Своя игра», которую доверили организовывать и проводить мне. Кроме всего этого, три раза я и мои однокурсники принимали участие в конкурсе на лучшую академическую группу (ныне это конкурс на лучший факультет). Все три раза мы занимали первое место и трижды ездили на областной этап этого конкурса, где каждый раз занимали призовые места. Это был совершенно фантастический опыт! Мы на три дня уезжали за город и выступали в различных конкурсах: делали стенгазеты, выступали на сцене, были и танцы, и интеллектуальные состязания… Такое интенсивное развитие по разным направлениям.

  
В конкурсе на лучшую академическую группу ГУ

Самое любимое мое воспоминание связано с еще одной традицией нашего университета – конкурсом «Мисс и Мистер Гуманитарный университет». Это не конкурс красоты, это – творческий конкурс, здесь оценивается именно талант. Причем, талант – понятие растяжимое, он может проявляться по-разному, и здесь важно найти способ показать его. Мне нравится этот конкурс  тем, что здесь может победить человек, который на любом другом аналогичном конкурсе ни за что бы не победил, а у нас такое случалось и не один раз. Это был потрясающий опыт, конкурс состоял из множества составляющих: и танцы, и дефиле тоже присутствовали… До этого конкурса я не мог и предположить, что вообще узнаю такое словосочетание как «фэшн-стойка», а тут я не только его узнал, а даже знаю, как это сделать. Так что, благодаря конкурсу «Мисс и Мистер Гуманитарный университет» у меня появилось множество навыков, о которых я даже не мечтал и не задумывался! В 2013 году я стал Мистером ГУ. В тот год темой конкурса было кино – прекрасная, дающая простор воображению тема, и я придумал, что в своем творческом номере буду представлять такого типичного киношного архи-злодея. Это был не какой-то конкретный персонаж, а, скорее, собирательный образ, в котором было что-то от Джокера из «Бэтмена», от разных злодеев из фильмов про Джеймса Бонда… Источников вдохновения было много! Судя по всему, зрителям он понравился! Вряд ли от меня ожидали чего-то такого, моя персона в жизни и то, что я показал на сцене – это совершенно разные вещи. За это мне нравится сцена: на ней я могу побыть тем, кем никогда не буду в обычной жизни. И эту возможность тоже дал мне Гуманитарный…

  
Антон – участник и победитель конкурса «Мисс и Мистер Гуманитарный университет»

Поэтому, всем, кто учится в ГУ и сомневается, участвовать или не участвовать в общественной жизни, я рекомендую хотя бы попробовать. Тем более, что у нас здесь жизнь крайне разнообразная и каждый может найти себе занятие по душе. Не хочешь песни и танцы – иди в интеллектуальный клуб, не нравится интеллектуальный клуб – периодически проходят соревнования по киберспорту. В них я, кстати, тоже участвовал: в турнирах по «FIFA» и по «Mortal Kombat». То есть, вариантов у нас здесь очень много, и это все здорово и интересно. Главное, что здесь у человека есть выбор, чем заняться. Ну, можно еще заняться учебой – на крайний случай (смеется – прим ред.). Да нет, шучу, конечно, учеба первостепенна. По своему примеру могу сказать, что участие в общественной жизни учебе не вредит, если правильно перераспределить свое время.


В качестве ведущего «Своей игры» в ГУ

Если говорить о личных планах и перспективах, то преподавать в ГУ я готов и дальше, мне это нравится, хочется развиваться в этом. Возможно, в будущем буду вести новые предметы, а это – новый вызов самому себе. Здесь мне еще расти и расти, есть куда стремиться. Еще я пишу книги, три уже созданы и изданы. Первая – «Открывая двери» – сборник из тридцати рассказов, во второй книге сам себе бросил вызов: попробовал написать большое цельное произведение с одной основной сюжетной линией. Эта книга называется «Эра бумажных мостов», о чем она – сказано в ее подзаголовке: «История о любви, дружбе и семейных ценностях, обличенная в форму футуристического детектива». Просто пошутил! Уж очень часто спрашивают – о чем твоя книга? Вот я и решил прямо взять и написать – о чем. Ну, конечно, есть и побочные, и более скрытые смыслы, и, думаю, читатели смогли бы найти в ней даже то, чего я сознательно не закладывал, но что могло получиться само. В третьей книге – «III единство» – я объединил какие-то истории из первой и второй, а что-то появляется новое. Если говорить в целом, то в этих трех книгах я экспериментировал с сюжетами, логическими загадками, поворотами; первая книга рассказов, по сути, представляет собой сборник из тридцати сюжетных твистов, сюжетных поворотов. До сих пор я сначала придумываю конец, а потом начало и середину: лично мне проще сначала видеть, чем все закончится и выстраивать повествование на этой основе. Конечно, хотелось бы, чтобы книги приносили не только моральное удовлетворение, но пока что и в книжных магазинах города, и в электронных библиотеках их можно найти по самой небольшой цене – сейчас, на начальном этапе, мне важнее, чтобы люди их просто прочитали.

Еще у меня в планах развивать свою научную деятельность, возможно, я поступлю в аспирантуру, сяду за написание кандидатской диссертации… Кстати, после написания нескольких художественных книг, чувствую, что и научную работу смогу написать гораздо лучше, чем когда-то написал диплом и магистерскую диссертацию. То есть, научная и литературная деятельность в моем случае прекрасно друг друга дополняют.

Гуманитарный университет дал мне прекрасное образование, диплом, работу, а главное – возможность саморазвития и самореализации. Здесь я раскрыл себя даже с каких-то неожиданных для самого себя сторон. Здесь мне предоставили выбор, множество направлений, в которых можно было пробовать себя, и многими из них я воспользовался, причем, удачно. Многие из этих вещей предопределили то, кем я стал, – точнее, кем я еще продолжаю становиться. И я очень благодарен Гуманитарному за это!