«Я обожаю своих студентов, которые вовлечены в тему»

7 октября 2020 года

Всю эту неделю, которая началась с Дня учителя, мы публикуем для вас интервью и рассказы о себе наших преподавателей. Сегодня поговорили с одним из самых креативных педагогов ГУ Евгением Ильичом Рабиновичем.

Всю эту неделю, которая началась с Дня учителя, мы публикуем для вас интервью и рассказы о себе наших преподавателей. Сегодня поговорили с одним из самых креативных педагогов, на парах которого можно и в поход сходить, и поговорить о современной музыке, преподавателем дисциплин «Истории мировой культуры» и «Культура XX века» Евгением Ильичом Рабиновичем.

Если ты что-то узнал, что-то добыл новое, ты должен этим делиться

Вот уже как 13 лет я работаю в сфере преподавания. Мне нравится работать в университете, потому что эта работа предполагает несколько вещей: ты можешь позволить себе заниматься чистой академической наукой, писать статьи и делиться с людьми тем, что узнал. Но писать статьи и публиковать их в журнал, который прочитают несколько узких специалистов, для меня не так интересно. Я считаю, что если ты что-то узнал, что-то добыл новое, ты должен этим делиться. На мой взгляд, это принципиальная вещь. И плюс мне нравится общаться с людьми. У меня это хорошо получается.

Я помню, что свою первую лекцию я готовил примерно месяц

Проблема российской высшей школы заключается в том, что преподавателя никто не учит преподавать. Человек закончил университет, закончил аспирантуру, вот тебе курс — иди и преподавай его. Есть огромное количество профессиональных секретов, которые трудно освоить без опыта. Есть технические умения, которые надо знать. Изначально я нервничал и все время ходил по аудитории. Это поражало студентов и им приходилось крутить головами туда-сюда. К концу пары, видимо, шеи у них болели. Через какое-то время на подготовку одной полуторачасовой лекции у меня уже уходила неделя. Раньше ты учился, глядя на других преподавателей и понимая, что этот преподаватель тебе не нравится, другой скучный, а вот этот тебе симпатичен. Ты стараешься не делать так, как те, кто не нравится, и стараться быть похожим на своих любимых преподавателей. Первое время — это как раз история набивания шишек. Наверное, только через год у меня появилась своя уникальная преподавательская манера.

В своей жизни я пробовал много профессий

Я работал экспедитором, таскал цемент грузчиком, был разнорабочим на стройке и много кем еще. Сейчас, к примеру, помимо преподавания я работаю гидом, сотрудничаю с несколькими турфирмами и имею свой небольшой проект. Плюс пишу книжки, читаю публичные лекции. Чем-то одним мне заниматься не очень интересно, я стараюсь совмещать одну сферу деятельности с другой.

Работа очень сильно влияет на мою жизнь

Любой нормальный преподаватель постоянно погружен в свою тему. Он должен постоянно изучать, читать что-то. Ты это читаешь, ты об этом думаешь, ты этим живешь. Конечно, твой дом будет заполнен старинными книгами, странными вещами и у тебя неизбежно появится специфический круг знакомых из университета, академии наук.

Увеличения бюрократической составляющей вузов меня не радует

С каждым годом этой составляющей все больше и больше. Казалось бы, был переход на электронный бумагооборот, который должен был уменьшить объём бумажной работы, но этого не случилось. В Гуманитарном университете, например, деканат героически делает ряд бумаг за преподавателя. А вот в некоторых других вузах это просто ад.

Я обожаю своих студентов, которые вовлечены в тему

Студенты, которые не просто слушают, а которые обязательно включается в диалог, задают вопросы, спорят со мной, не соглашаются, в идеале – подходят ко мне после лекции и делятся какими-то сомнениями, спрашивают, что можно почитать по этой теме, узнать, обдумывают это, потом возвращается с полученными знаниями – сокровище для меня. Допустим у нас есть две ладони: удавшаяся лекция — это хлопок ладонями, верно? Где одна ладонь — это преподаватель, а другая — студент. Я могу похлопать одной ладонью. Пользы практически никакой нет. Будет очень хилое утиное покрякивание. А при слаженной работе студентов и преподавателя в результате будет происходить продуктивный диалог. И нередко, действительно в хорошей аудитории, в аудитории эмоциональной, интеллектуально состоятельной, вдруг для себя открываю что-то новое в теме, о которой говорю. Вдруг я понимаю, что моя трактовка, которую я много лет рассказываю – она не верна.

Если человек молчит и боится сказать глупость, то он не развивается

Мне часто задают глупые вопросы, но я их пытаюсь быстро забыть. Спрашивают и ладно. Я обожаю, когда студенты говорят со мной, это значит, что они думают, они развиваются. Некоторые сидят где-то в уголочке на последней парте и смотрят на меня сонными глазами. Те, кто боятся сказать глупости, теряют шанс на развитие.

Евгений Рабинович со студентами на экскурсии по Каменным палаткам в рамках изучения «Истории мировой культуры» 

Текст: Святослав Захаров, факультет журналистики и медиакоммуникаций