Алекситимия часто
встречается и у разных групп соматических больных. Так, у детей с диагнозом
«рак», а также у их братьев и сестер обнаружен значимо повышенный с группой
нормы уровень алекситимии. Алекситимия выявляется у 31–49 % пациентов,
страдающих ишемической болезнью сердца и перенесших инфаркт миокарда.
Алекситимические черты обнаруживаются у пациентов с бронхиальной астмой в 55 %
случаев. Показана взаимосвязь алекситимии с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстой
кишки, сахарным диабетом, нарушениями пищевого поведения, ожирением [4].
Достаточно давно
высказывалась мысль, что алекситимия может негативно влиять на межличностное
взаимодействие. Самый высокий уровень алекситимии в исследованиях отмечался у
людей с наиболее дисфункциональными представлениями о межличностных отношениях.
Согласно исследованию Г. Тэйлора такие люди относятся к другим отчужденно и
холодно. Однако, по мнению Г. Флэймери, несмотря
на такую эмоциональную невыразительность, алекситимики могут устанавливать
длительные и тесные межличностные отношении. Ключ к возможному объяснению дает
работа Д. Овербек, который показал, что близкие и очень немногочисленные
межличностные связи этих больных чаще всего имеют характер сцепления, когда партнер
воспринимается как часть себя [2].
В работе Т.
Хамфрейса установлена негативная связь между уровнем алекситимии и
удовлетворенностью сексом, а также отношениями с партнером (партнершей) в
целом. Более того, в других работах отмечалось, что уровень алекситимии
позитивно коррелирует с расстройствами сексуальной сферы, которые, в свою
очередь, напрямую связаны с общением [5].
В
последние десятилетия проведено большое число исследований корреляции
алекситимии с личностными качествами, однако пока не установлены факторы,
наиболее сильно влияющие на развитие алекситимии. Как отмечалось ранее, роль в
развитии играют и генетические факторы, и психологические травмы, и хронические
стрессы. Немаловажную роль, однако, по мнению многих исследователей, играет
поведенческий фактор – копирование поведения родителей ребенком в процессе его
воспитания [8].