Жизнь современного человека невозможно
представить без Интернета, в который постепенно перемещаются многие виды
его деятельности. Из инструмента получения информации Интернет постепенно превращается
в мощное средство социальной коммуникации, порождая все новые и новые
интернет-сообщества, которые образуются на его пространстве.
По мнению Мануэля Кастельса, Всемирная сеть
явилась результатом революции в области информационных технологий,
создавшей материальную основу глобализации экономики и появления новой, отличной
от ранее существовавшей, экономической системы, основанной на информациональном способе развития[6].
Новые технологии, связанные с производством
информации как нематериальных благ, формируют принципиально новое,
информационное общество. Общество это развивается спонтанно в результате
взаимодействия многих социальных групп и отдельных людей, является не только
глобальным, но и сетевым (network society).
Насколько безопасно это новое сетевое общество
для человека?
Все больше и больше проникая в нашу жизнь,
современные компьютерные технологии способствовали трансформации самого понятия
«Сеть». Современная компьютерная Сеть – это не только способ транспортировки
информации, но и возможность ее обработки.
Человеческая коммуникация все более плотно
охватывается сетью технических стандартов, которые опосредуют все социальные взаимодействия
и заключают их в специфический технологический каркас, который можно
именовать сетевой моделью[7].
В сетевом обществе все становится «сообщением»
или потоком «сообщений»: наполнение личной жизни, политические события, явления
культуры[8].
«Сейчас в мобильном общении происходит
“визуальная революция”». Коммуникация при помощи камеры заменяет общение с использованием
клавиатуры», – говорит Кевин Систром, создатель Instagram.
Данный факт легко объясняется особенностями
человеческого восприятия. При получении текстовой информации у человека
возникает необходимость «сначала прочитать, а потом обдумать», что занимает
больше времени и вынуждает расходовать больше сил. Поэтому современное общество
все чаще отказывается от текста в пользу визуального представления
информации, с чем и связана быстро растущая популярность Instagram. Само по себе, не являясь самостоятельным интернет-сервисом, это приложение
позволяет делать фотографии, накладывать на них различные фильтры (эффекты) и
делиться ими как через аккаунт Instagram, так и через
интегрированные с ним социальные сети. Всего за четыре года
существования Instagram нарастил аудиторию,
превышающую 200 миллионов пользователей[9],
которые ежедневно загружают около 60 миллионов изображений.
Так как любая фотография представляет собой
выделенный другими людьми кадр реальности, который заслуживает внимания, он
актуален, интересен и не требует долгого анализа, а эмоциональная привязка
каждого изображения повышает степень доверия к представленной на нем
информации.
Учитывая такие уникальные объемы аудитории,
обрабатываемой ею информации и специфику данной платформы, на Instagram как на площадку взаимодействия с общественностью
обратили внимание мировые политики.
Так, аккаунты
в Instagram имеют: премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев (http://instagram.com/damedvedev), премьер-министр Бельгии Элио ди Рупо (http://instagram.com/eliodirupo),
президент США Барак Обама (http://instagram.com/barackobama), президент Бразилии Дилма Русеф (http://instagram.com/palaciodoplanalto).
У рядового пользователя Сети возникает
ощущение, что политический деятель сам непосредственно ведет аккаунт в Instagram, выкладывает фотографии, руководствуясь только своими
душевными порывами. На самом деле подбором контента занимается команда
профессионалов, главной целью которых является конструирование и поддержание
заданного образа политика.
Именно из-за диссонанса между впечатлениями
человека и реальными обстоятельствами можно говорить о манипулировании
общественным сознанием.
За счет этих иллюзий команды, работающие с
политиками, стремятся изменить мнения и представления людей. В сознание
людей насильно внедряется отображение той или иной личности, в зависимости
от преследуемых целей.
Так, образы премьер-министров Бельгии и
России чем-то схожи. В Instagram Дмитрия Медведева, как и Элио ди Рупо, постоянно
появляются кадры рабочей обстановки: встречи, официальные мероприятия, заседания.
Но если, обнажая жизнь Рупо вне работы, специалисты все равно явно показывают,
что он ведет жизнь политика, свойственную только хорошему и правильному
премьеру, то Дмитрия Анатольевича мы видим в домашней обстановке и следим
за всеми его дурачествами в Сети (например selfie в лифте Дома Правительства РФ). Именно в том,
как подают этих политиков обществу вне рабочей обстановки, их образы сильно отличаются.
Элио ди Рупо – политик даже дома, а Дмитрий Анатольевич, являясь
политиком, остается русским человеком.
По Instagram Барака
Обамы можно судить, что это простой парень из народа, которому повезло чуть
больше, чем тебе, и теперь он может работать на благо государства и таких
же простых американцев. Несмотря на то что во время регистрации аккаунта в январе
2012 года Обама официально отказался использовать продукцию «Apple» в целях безопасности и сделал выбор в пользу
смартфонов «BlackBerry», доступ к Instagram у которых появился лишь спустя
полгода, его образу верят.
Команда, занимающаяся образом президента
Бразилии, пошла другим путем. В Сети появляются лишь фотографии с официальных
мероприятий. Причем Дилма Русеф очень редко изображается одна, обычно она
находится в окружении людей. Так, у многих складывается чувство, что Русеф
постоянно на работе, она серьезна, занята, но никогда не забывает
о гражданах, для которых и работает.
Таким образом, видно, что человечество,
становясь сетевым обществом, не только
всячески стремится облегчить себе жизнь легким поиском информации, быстрым
обменом знаниями, но и вступает в беспрерывную коммуникацию, которая уже
сама по себе является беспрерывным стрессом. Человек не успевает
рационально оценить все то, что появляется в глобальном информационном
потоке, и либо не воспринимает часть материала, либо слепо верит первому
впечатлению. Это позволяет довольно легко регулировать его мнение и отношение
не только к какому-либо вопросу, но и к определенной персоне.
ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМЫ И PR