Ельешова А. Ю. Влияние рекламы сигарет на потенциального потребителя

 

В современном рыночном обществе каждый товар или услуга нуждается в рекламе. И неважно, это прекрасный, ароматный и абсолютно безобидный букет цветов или же опасное, несущее в себе разрушающую силу «оружие для убийства» – табачная продукция.

Пять миллионов человек в год погибают из-за заболеваний, вызванных курением. Пять миллионов человеческих жизней каждый год – из-за чего? Из-за маленькой никотиновой сигареты с «ароматным» дымом. Эта мелочь контролирует эмоции и поведение огромного количества людей, усвоивших эту привычку. Табачные компании, желая увеличить число своих покупателей, предлагают великолепное многообразие видов, вкусов и упаковок сигарет, по средней цене в 60 рублей.

«Табак – это развивающаяся эпидемия». Это слова генерального директора Всемирной организации здравоохранения Маргарет Чен. Безусловно, принимаются меры по борьбе с курением, накладываются ограничения на пропаганду курения с помощью рекламы и кино. Так, например, Россия ратифицировала конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака. Конвенция направлена на ограничение курения во всем мире и регламентирует ужесточение антитабачных законов.

Россия была и остается на втором месте в мире по количеству курящего населения. Это значит, что российский рынок очень привлекателен для табачных гигантов, они вкладывали и будут вкладывать в различную рекламу сигарет и табакокурения большие деньги. Всю остроту влияния испытывают на себе подростки, так как табачные компании знают, что для развития рынка должны привлечь молодежь в таком возрасте, когда формируются привычки. Рекламные образы транслируют модность курения, доступность чего-то особенного. Сигареты были и остаются для подростков гарантом принятия в определенную «успешную» группу. Но благодаря замещению идеи о том, что курение модно, на идею о здоровом образе жизни к 2014 году количество курящих в России уменьшилось, об этом говорит статистика. Тем не менее большинство курильщиков пробовали сигареты в несовершеннолетнем возрасте и число желающих попробовать сигареты именно в этом возрасте не изменилось.

Те потребители, которые крепко связали свою жизнь с пагубной привычкой, регулярно получали и получают различные поощрения от табачных компаний в виде различных сувениров, призов, скидок. Всевозможные акции получили широкое распространение именно в России. Табачные компании получали миллионы, а заболевания, связанные с курением, прогрессировали.

Некоторые положения закона о рекламе сигарет уже давно регламентируют эту деятельность, но рекламным компаниям все равно удается поощрить своего потребителя, обменявшего неполную пачку сигарет на полную. С 1 июня 2014 года запрещается курить в общественных местах, какими, например, являются пабы, рестораны, клубы. Но, заходя в подобное общественное место, посетители часто спрашивают персонал о том, можно ли курить. Персонал дает отрицательный ответ, но через некоторое время приносят блюдце с салфеткой и предупреждают о том, что в случае проверки необходимо будет внести штраф за курение 500 рублей. Проверка ходит нечасто, почти никогда.

Риск оправдан. Страха нет. Зеленый свет!

Вся реклама сигарет построена на определенной замене системы ценностей.

У известного психотерапевта В. Леви в одной из книг есть упражнение, которое он назвал «А зато». Суть его в том, что, если тебе в чем-то не везет, всегда можно заменить этот факт другим, ценным и удачным. 

«Я не могу выбрать тему для курсовой, зато я КМС!»

Все понимают, что курить вредно, но в качестве замещения авторы рекламных текстов сами предлагают определенную ценность. Например, ценность вкуса, аромата и чувственного удовольствия. Замещение: «Да, я курю, но мне доступны изысканные удовольствия».

«Изо дня в день наши мастера продолжают искать и раскрывать новые тайны современного вкуса» – Dunhill.

«100 % цельнолистовый табак, 0 % вкусовых добавок. Природа возвращается» – Camel.

Ценность – красота, модность, стильность.

«Fine Cut. Табак высокого кроя» – Dunhill.

«Kiss – модные перемены» и др.

Реклама сигарет оказывает влияние на человека, в большей мере этому влиянию подвергаются лица несовершенного возраста.

Для информационной безопасности потребителей, реклама табачных компаний должна быть четко сегментирована, а целевой аудиторией намеренно или случайно не могут становиться лица, не достигшие совершеннолетнего возраста. Закон должен четко контролировать это и накладывать соразмерные штрафы за несоблюдение закона.

 

 

ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМЫ И PR


© НОУВПО Гуманитарный университет, 2014 № гос. регистрации 0321501928