Жизнь современного человека протекает в стремительно изменяющихся условиях. Активная городская и социальная среда изобилует рядом стресс-факторов, оказывающих влияние на социально-психологическое благополучие и психологическую безопасность личности. Борьба человека за «выживание» в современном мире становится все более жесткой. Техногенные катастрофы, стихийные бедствия, геополитическая ситуация, войны, в т. ч. информационные и психологические, изобилие различного рода информации (в т. ч. противоречивой), скорость обмена информацией, необходимость приспосабливаться к быстро меняющимся условиям – все это воздействует на нервную систему и психологическое благополучие человека. Такие понятия, как «стресс», «депрессия», уже давно вошли в обиход обычного рядового человека и стали частью его лексикона.
Обращение к таким категориям, как территориальность, приватность, краудинг и персональное пространство, позволяет рассмотреть и описать пространственное поведение человека в рамках психологии взаимодействия с окружающей средой. Данные феномены позволяют человеку контролировать доступ к собственной личности, тем самым обеспечивая ей психологическую защиту и безопасность.
Историческая ситуация отечественной психологии сложилась таким образом, что основной фокус внимания сосредоточился на изучении социальной среды, а немногочисленные исследования отечественных авторов относились к общепсихологическим.
В исследованиях психологии взаимодействия с окружающей средой зарубежных специалистов в конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого столетия фокус внимания удерживается именно на пространственном поведении человека, тем самым делая его главным объектом изучения.
В теориях персонального пространства, приватности, краудинга, территориальности особое значение уделяется дистанции взаимодействия между людьми, типам сообщений, которые они посылают в социальную окружающую среду. В данных исследованиях определяются свойства физического пространства, которые облегчают взаимодействие или препятствуют выполнению определенной деятельности, изучаются поведение и реакция людей на конкретную организацию физического пространства.
Термин «персональное пространство» был предложен П. Катцем в 1937 г. Нужно сделать акцент, что понятие это изначально не психологическое, оно также используется в биологии, антропологии, архитектуре. А первые исследования пространственного поведения уходят своими корнями в этологию[5].
Антрополог Эдвард Холл изучал территориальное поведение человека, результаты своих исследований он описал в книгах «Молчаливый язык» (1959) и «Скрытое измерение» (1966). Он выделил и описал различные типы пространственных зон. С его точки зрения, размеры и границы личностно значимого пространства для каждого индивида варьируются в зависимости от таких обстоятельств, как тип контакта, взаимоотношений собеседников, их личности и др.
Э. Холл разделяет персональное пространство на следующие поля:
- интимное (дистанция от телесного контакта лежит в пределах до 45 см);
- социально-консультативное, для делового общения (от 1,2 до 3,6 м);
- публичное (зона от 3,6 м до пределов видимости и слышимости).
Персональное пространство присутствует у каждого человека, и зависит оно от множества характеристик, таких как возраст, пол, национальность, профессия, культура, место жительства, личностные особенности и т. д. Нарушение персонального пространства может вызвать как приятные и комфортные чувства, например если это делает желаемый знакомый человек, так и чувства давления, дискомфорта, раздражения, если вторгается незнакомец. Проведенные различные исследования на эту тему показывают, что вторжение в личное пространство вызывает стресс, который проявляется на физиологическом уровне.
Тема персонального пространства имеет большое значение в понимании чувств и поведения людей в различных ситуациях.
В отечественной психологии феномен персонального пространства исследовали М. Э. Хейдметс (1988), А. В. Баранова (1981), М. В. Осорина (1999).
С. К. Нартова-Бочавер описала феномен психологического пространства личности как субъективно значимого фрагмента бытия, включающего в себя комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет (территории, предметы, привязанности, установки). Значимыми эти явления становятся благодаря нагруженности личностным смыслом для субъекта, и потому границы психологического пространства охраняются физическими и психологическими средствами [3].
С. К. Нартова-Бочавер считает, что «психологическое пространство – это интериоризированная и персонализированная субъектом часть среды, а предложенные измерения психологического пространства личности представляют наиболее освоенные и предпочитаемые человеком каналы и языки взаимодействия с миром» [Там же. С. 144].
Автор предлагает назвать психологическое пространство личности суверенным в том случае, если человек смог противостоять разрушающим влияниям извне или избежал их; депривированным – если ему приходилось переживать собственное бессилие в попытке отстоять границы личности; разрушенным – если деструктивные влияния имели тотальный характер [Там же].
Территориальность. Изучение пространственного поведения человека невозможно без исследования пространственной единицы, называемой территорией.
Термин «территория» предложил Р. Зоммер (1969), и он определяет прежде всего географическую область, персонализированную или маркированную определенным способом и защищенную от вторжения. Центральным здесь, так же как и в определении персонального пространства, является понятие защитной границы.
Человек, так же как и животные, метит границы своих территорий. Территории обеспечивают человеку порядок и стабильность в жизни, некую предсказуемость. Д. Эдней (1975) предположил, что территории позволяют людям определить поведение, которое они могут ожидать в тех или иных местах, с кем или с чем они столкнутся в них и т. д. Таким образом они помогают человеку планировать и упорядочивать ежедневную жизнь. Кроме того, территории организуют социальную деятельность и предполагают наличие социальных ролей [4].
Благодаря значению, которое люди придают территориям, они могут испытать более высокое самопринятие, ощущение идентичности с пространством. Д. Голд полагает, что территориальность животных уходит корнями в потребность выживания, а человеческая территориальность так же связана с потребностями, но более высокого уровня [1].
Самую известную классификацию из всех предложенных типов территорий предложил Ирвин Альтман. Он рассматривал территориальность как поведение по отношению к значимым объектам. И. Альтман различал три типа территорий: первичные, вторичные, общественные. Посредством маркировок и персонализаций люди сообщают окружающим о территориальной собственности, дают понять, что у территории в настоящий момент есть владелец.
Концепция приватности синтезировала в себе темы персонального пространства, территориальности и краудинга. И. Альтман предложил следующее определение: «Приватность – есть выборочный контроль допуска до себя или группы, который люди применяют относительно окружающей среды, прежде всего социальной» [4. С. 233]. Сущность приватности, в данном случае, составляют темы управления информацией о себе и управления социальным взаимодействием, допуск к себе может относиться либо к информации о себе, либо к социальным взаимодействиям с кем-либо. Люди нуждаются в приватности, но каждому человеку нужны разные ее виды.
В современном мире, где наблюдается засилие СМИ и их агрессивное вторжение в частную жизнь человека, тема приватности является очень актуальной. Появление в жизни человека Интернета, с одной стороны, упростило получение и обмен информацией, а с другой – сделало человека более открытым и не защищенным от общества. В свободном доступе в Интернете можно получить любую информацию, будь то юридического лица, предприятия или отдельно взятого человека. Не составляет особого труда получить информацию и о личных данных (адрес прописки, телефон, а иногда и паспортные данные). Можно найти сколько угодно примеров вмешательства в частную жизнь граждан. Прослушивание телефонов, взламывание компьютерных баз данных с личными данными и т. д. Многие предприятия, под эгидой корпоративной безопасности, устанавливают в помещениях камеры видеонаблюдения, прослушивают телефоны сотрудников и т. д.
Для сохранения психологического благополучия и безопасности тема приватности представляет для человека исключительную важность.
Следующая категория, которую хотелось бы рассмотреть в рамках данной статьи, – краудинг (crowding) – в переводе с англ. «давка, толкотня», имеет общий корень со словом «crowd» – толпа, толпиться, тесниться. В психологической энциклопедии (2006) дается следующее определение: «Теснота (crowding) – это синдром стресса, связанный с высокой плотностью заполнения окружающего пространства. В данном случае под теснотой понимается субъективное психологическое состояние, обычно отрицательное по эмоциональному тону, в основе которого лежит оценка эффектов плотности» [8. С. 912].
Отечественные исследователи Х. Э. Штейнбах и В. И. Еленский (2004) предлагают использовать термин «краудинг», понимая под ним «стресс, вызванный субъективным ощущением нехватки пространства» [5. С. 156].
Увеличение населения в мире происходит стремительными темпами с невероятной скоростью, говоря языком математики, это «экспонентарный рост», и задача психологов состоит в том, чтобы понять влияние увеличивающейся плотности населения на поведение и чувства людей. Вспомните, что вы чувствуете, находясь в местах большого скопления людей (метро в час пик, пробки на дорогах и т. д.)? Как меняется ваше настроение при этом, мысли и поведение? Один человек, находясь в толпе, получает и усиливает возбуждение, другой – чувствует свою обезличенность, подчиненность обстоятельствам и сниженную ответственность. В любом случае, влияние толпы и общества на человека – факт неоспоримый, еще С. Московичи в свое время уделил этому много внимания в своих произведениях «Век толп» и «Машина, творящая богов» [6; 7].
Первые исследователи краудинга у людей предположили, что высокая плотность также приведет к отрицательным эффектам и что эти эффекты носят сложный и неоднозначный характер.
Рассмотренная в данной статье тема пространственного поведения человека, ее отдельные категории – территориальность, персональное пространство, приватность и краудинг – обнаруживают между собой сходство, проявляющееся в возможности человека контролировать доступ окружающих людей к своему «Я». Наряду со схожестью каждая рассмотренная категория специфична и функционально незаменима для понимания отдельных областей взаимодействия человека и окружающей среды.
1.
Голд Д. Психология и география: основы поведенческой географии. –
М. : Прогресс, 1990. – 304 с.
2.
Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического
сознания. – М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. – 310 с.
3.
Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности. – М.
: Прометей, 2005. – 312 с.
4.
Смолова Л. В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей
средой. – СПб. : Речь, 2008. – 384 с.
5.
Штейнбах Х. Э., Еленский В. Н. Психология жизненного пространства.
– СПб. : Речь, 2004. – 239 с.
6.
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс :
пер. с фр. – М. : Центр психологии и психотерапии, 1998. – 480 с.
7.
Московичи С. Машина, творящая богов : пер.с фр. – М. : Центр
психологии и психотерапии, 1998. – 560 с.
8.
Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. –
2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 1876 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ