Сморкалова Т. Л. Роль саморегуляции психических состояний в обеспечении психологической безопасности психолога МЧС России в условиях чрезвычайной ситуации

 

Профессиональная деятельность психолога МЧС России протекает в двух основных режимах: повседневной деятельности и чрезвычайной ситуации. В последнем режиме на специалиста оказывает влияние целый комплекс неблагоприятных факторов профессиональной среды, приводящий к значительному возрастанию психологической нагрузки на человека, вызывая чрезмерное состояние нервно-психической напряженности. В связи с этим у специалиста-психолога происходит снижение устойчивости, способности преодолевать негативные воздействия среды собственными ресурсами. Таким образом нарушается одна из основных потребностей человека – потребность в безопасности, что определяет необходимость поиска эффективных путей сохранения и поддержания психологической устойчивости, сопротивляемости специалиста негативным факторам профессиональной среды.

Вышеизложенное обусловило цель нашей статьи – изучение роли саморегуляции психических состояний в контексте проблемы психологической безопасности специалиста-психолога в условиях чрезвычайной ситуации.

В настоящее время проблема психологической безопасности личности находится в центре внимания многих научных исследований. И. А. Баева (2012) рассматривает психологическую безопасность личности как способность сохранять устойчивость в среде с определенными параметрами, в том числе и с психотравмирующими воздействиями.

Т. С. Кабаченко (2000) отмечает, что психологическая безопасность – это состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом).

Г. В. Грачев (1998) определяет содержание понятия «информационно-психологическая безопасность» как состояние защищенности личности, разнообразных социальных групп и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора.

В контексте практической психологии психологическую безопасность часто обозначают как состояние готовности субъекта предупреждать появление опасности (ее угрозы) и готовности адекватно реагировать на возникающую опасность (угрозу) [5].

Таким образом, все авторы сходятся во мнении, что важнейшей составляющей психологической безопасности личности является способность поддерживать оптимальный уровень функционирования в различных ситуациях и устранять возникающие внешние и внутренние угрозы. При подобном рассмотрении источник безопасности субъекта в значительной мере заключен в нем самом. Психологическая безопасность в данном случае основывается на способности человека держать под контролем ситуацию, восстанавливая и сохраняя те психические состояния, которые необходимы для совладания с ситуацией. В этом ключе можно говорить о способности личности к самообеспечению психологической безопасности.

Сложные условия работы психолога в чрезвычайной ситуации (эмоционально насыщенные межличностные контакты, дефицит времени, неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задания, недостаток сна, подъемы ночью для выполнения внезапно возникших задач, размещение в часто не приспособленных для жилья помещениях, осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни и т. д.) могут выступать факторами, нарушающими психологическую безопасность специалиста. Однако, как отмечает И. А. Баева (2012), среда – это условие или препятствие, в зависимости от ее качества, для развития личности; следовательно, при определенных условиях экстремальная ситуация может, напротив, способствовать консолидации адаптационного потенциала человека, мобилизации сопротивляемости негативным влияниям среды, интеграции ресурсов.

Как показывают исследования, в экстремальных или критических условиях деятельности раскрытие и мобилизация внутренних резервов человека, обеспечивающих его адаптацию к этим условиям, происходит на основе сформированных систем и механизмов осознанной психической саморегуляции [2]. В самом широком смысле регуляция состояний может осуществляться двумя путями: предупреждением их возникновения и изменением (устранением) уже возникших состояний. В любом случае это может происходить либо через воздействие на психику человека извне, например, с помощью психолога (использующего цвет, музыку, внушение и т. д.), либо через самовоздействие (самовнушение, самоубеждение и т. д.). Во втором случае речь идет о саморегуляции психических состояний. Высшей формой психической саморегуляции является произвольная или осознанная саморегуляция [1]. Процесс саморегуляции рассматривается здесь как организация самим человеком своей активности и управления ею с целью достижения результата [7]. Следовательно, можно предположить, что в условиях чрезвычайной ситуации осознанная саморегуляция может выступать как специфическая деятельность, направленная на преобразование субъектом своего состояния из наличного в необходимое, соответствующее условиям и задачам деятельности.

Таким образом, профессиональная деятельность психолога МЧС России в режиме чрезвычайной ситуации характеризуется наличием экстремальных факторов, воздействие которых может нарушать психологическую безопасность личности. Ведущую роль в восстановлении и поддержании психологической безопасности личности в экстремальных условиях играют механизмы психической саморегуляции, благодаря которым специалист может не только устранить возникшее негативное психическое состояние, но и преобразовать существующее в нужное для решения профессиональных задач.

 

Литература

 

1.     Алексеева Л. Ф. Психическая саморегуляция активности личности // Психические механизмы регуляции активности : сб. науч. тр. Новосибирского гос. пед. ун-та. – Новосибирск : НГПУ, 2001. – Ч. 1. – С. 26–41.

2.     Бадмаева Д. Г. Саморегуляция активности личности в стрессовых ситуациях: на примере экзаменационного стресса : дис. … канд. психол. наук: 19.00.01. – Красноярск, 2004.

3.     Баева И. А. Психология безопасности как основа анализа экстремальной ситуации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 6–18.

4.     Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М. : РГАС, 1998. – 125 с.

5.     Еремеев Б. А. Психология безопасности, психологическая безопасность и уровни развития человека // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма : сб. науч. статей по материалам I Международного форума / под общ. ред. И. А. Баевой, Ш. Ионеску, Л. А. Регуш. – СПб. : ООО «Книжный Дом», 2006. – С. 101–103.

6.     Методы психологического воздействия / Т. С. Кабаченко. – М. : Педагогическое общество России, 2000. – 540 с.

7.     Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М. : ЛЕНАНД, 2011. – 302 с.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ


© НОУВПО Гуманитарный университет, 2014 № гос. регистрации 0321501928