Амирова М. А. Влияние медиареальности на безопасность личности человека

 

Мы творим наши орудия,

а затем наши орудия творят нас.

Маршалл Маклюэн

 

Современные массмедиа занимают безграничное пространство в нашем мире. Можно утверждать, что медиа стали неотъемлемой частью нашего общества. Они влияют на представление наших образов и мыслей, конструируя новую реальность. Из-за этого возникают вопросы: какую цель имеет новая реальность? какое место люди занимают в ней? Также возникает противоречие: люди используют медиа или медиа используют нас? Появляются новые термины: «медиафилософия», «медиареальность», «медиааскетизм». Можно ли назвать нас «медиалюдьми»?

Отношение к новой среде жизни формируется постепенно, а когда развитие движется быстрее, человек не успевает привыкать, поэтому и происходят сбои в восприятии реального и виртуального миров.

«Медиафилософия» подобна рефлексии на проблемы, возникающие после обработки и использования медиа. По мнению В. В. Савчука, автора книги «Медиафилософия. Приступ реальности», «конкретный вид медиа создает свою реальность, свой способ восприятия, свои практики обхождения с ним, но также – и это всегда нужно помнить – имеет свои разрешения/ограничения, ограниченные разрешения, коренящиеся в устройствах тех аппаратов и средств, которыми мы пользуемся. Всегда есть то, что данному виду медиа неподвластно: оборотная сторона луны, антиматерия, зло» [1. С. 39]. То есть философ объясняет, что люди сами решают, как им взаимодействовать с медиа, и то, что всегда будут возникать способы отграничения от виртуального мира.

Потоки информации, которые навязывают нам медиа, подобны лавине, изменяющей на своем пути личность человека. На безопасность личности медиа влияют как с положительных, так и с отрицательных сторон. «Медиареальность», безусловно, расширяет возможности человека, обеспечивая:

- простоту общения с помощью социальных сетей и программ, осуществляющих видеовызовы;

- легкость и доступность в обучении (различные информационные ресурсы: онлайн-словари, вебинары);

- взаимную помощь людей по всему миру (благотворительные акции телепрограмм, краудфандинг).

Но в то же время у личности возникает расстройство структуры времени (Интернет – безвременное пространство); расстройство структуры информации и ее клиповое восприятие (бесконечный поток информации в новостной ленте и рекламной рассылке на личную почту, мобильный телефон).

Возникает противоречие: помогают нам медиа или, наоборот, усложняют нам жизнь? Савчук пишет: «Человек находится в медиареальности независимо от своего желания. Нужно осознать, что медиареальность – реальность всех, а не для всех. Медиа не вне нас, медиа внутри нас». Другими совами, люди неизбежно вошли в эпоху медиа, и единственный способ научиться не теряться в новом мире – это экологическое использование медиа. Этот процесс носит название «медиааскетизм» – образ жизни, целью которого является обучение осознанному существованию в мире современных технологий, медиа и рекламы [2]. Желание отдохнуть от медиа противоречит желанию человека быть всегда в курсе всех событий. Медиааскетизм помогает лавировать между этими потребностями, не давая человеку затеряться в информационном пространстве, и сохранить личность человека.

Но тут возникает другой вопрос: можно ли сказать о расщеплении личности на два мира? Человек находится на границе двух миров: реального и виртуального, идентифицируя профиль в социальной Сети с собой. Сетевая личность не существует без реальной. Следовательно, медиа – это инструмент, который сотворил человек. Но почему этот инструмент творит нас? Потому, что люди еще бессознательно относятся к внедрению в нашу жизнь медиа; из-за огромных потоков информации это трудно осознать.

Медиа, внедряясь в наш реальный мир, несут новые проблемы. В основном они связаны с восприятием человеком реального и виртуального миров. В Интернете человек проявляет свое мышление, свойственное массе: чужие мнения принимает за свои (он либо наблюдает, либо копирует посты). В Интернете информация подается частями, людям за один день может прийти огромное количество рекламных сообщений, новостей и т. д. Из-за этого человек тратит время на склеивание этих частей, а не на нахождение в них смысла.

Главные действия в сложившейся реальности – это осознание того, что мы стали «медиалюдьми». Отказ от Интернета и общения в Сети приведет только к остановке развития личности, поэтому люди должны научиться осознанно находить пути экологического пользования медиа.

 

Литература

 

1. Савчук В. В. Медиафилософия. Приступ реальности. – СПб. : Изд-во РХГА, 2013.

2. Соловьев Д. Медиаскетизм, или надо ли удалять фейсбук на Великий Пост. – URL: http://www.soloveev.ru/mediasceticismpost/ (дата обращения: 20.09.2014).

 

 

ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМЫ И PR


© НОУВПО Гуманитарный университет, 2014 № гос. регистрации 0321501928