Специфика профессиональных деструкций в управлении персоналом связана с изменениями в сложившейся структуре деятельности
и в личности управленца, негативно сказывающимися на продуктивности
труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса.
Происходящие в обществе
социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности,
занимающейся управлением персоналом. На
первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального
развития в условиях социальной неопределенности и уметь полагаться исключительно
на самого себя, самостоятельно находить решения каких-либо проблем, связанных с
социально и профессионально значимыми ситуациями. Между тем отсутствие четких
ориентиров в области управления персоналом усиливает психоэмоциональные
нагрузки, тем самым порождает
психологический дискомфорт, провоцирует нравственную дезадаптацию. Во многом
это обусловлено такими личностными характеристиками, как низкая социально-профессиональная
активность, нервозность, равнодушие, которые становятся препятствием на пути к
успеху в сфере управления персоналом. Именно поэтому проблема профессиональных
деструкций в управлении является актуальной для современного общества.
Труд позитивно влияет на психику человека.
Принято считать, что существует большая группа профессий, выполнение которых
приводит к профессиональным заболеваниям разной степени тяжести. Существуют и
такие виды труда, которые не отнесены к вредным, но условия и характер
профессиональной деятельности оказывают травмирующее воздействие на психику
(например, монотонная работа, большая ответственность, психическая
напряженность труда и др.).
Исследователи отмечают также, что
многолетнее выполнение одной и той же работы приводит к появлению
профессиональной усталости, возникновению психологических барьеров, обеднению
репертуара способов выполнения деятельности, утрате профессиональных умений и
навыков, снижению работоспособности. Можно констатировать, что на стадии
профессионализации происходит развитие профессиональных деструкций.
В обобщенном портрете успешного
руководителя выделяется ряд параметров, по которым можно установить
взаимосвязь личностных свойств с эффективностью управленческой
деятельности.
Так, например, с возрастом управленцы
становятся опытней: средний возраст руководителей японских компаний составляет
63,5 года, американских компаний – 59 лет. Эти возрастные показатели свидетельствуют
о том, что преуспевающими управленцами становятся люди, обладающие достаточным
опытом и мудростью, при этом имеющие определенную жизненную перспективу. Но у
молодых управленцев много нереализованных идей, а развить их мешают большие
компании или опытные управленцы, они «подрезают крылья» молодым, чтобы избежать
конкуренции.
Молодым управленцам необходимо планировать
перспективу, еще учась в университете, и быть готовым к высокому давлению со
стороны уже реализовавшихся личностей. Лучше начинать карьеру с маленьких фирм,
развивая их, получать рекомендации, а потом трудоустраиваться в большие
компании, уже обладая определенным опытом.
Определим признаки деструкции в управлении персоналом:
- неудачные мотивы выбора – человек
осознанно или неосознанно делает выбор, не имеющий отношения к реальности, или
заведомо негативный выбор;
- «кардинальные» методы работы –
проявляются на стадии знакомства с профессией;
- усиление стереотипов в профессиональном
поведении, отсутствие творчества, проблемы адекватного реагирования в
нестандартной ситуации;
- эмоциональная напряженность, часто
повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния;
- снижение уровня профессиональной
активности, интереса к профессии, застой в профессиональном развитии;
- усиление различных форм психологической
защиты (рационализация, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение),
мешающих своевременной адекватной реакции на ситуацию и снижающих гибкость
трудового поведения;
- снижение уровня интеллекта с ростом
стажа работы, что обусловлено невостребованностью части интеллектуальных
способностей, которые угасают со временем;
- усиление неудовлетворенности профессией;
- профессиональные черты характера –
чрезмерное усиление отдельных черт характера, свойств и качеств личности,
обусловленное особенностями труда (нарушение профессиональных норм, стремление
манипулировать, авторитарность, комплекс вседозволенности, комплекс
превосходства, властолюбие, «должностная интервенция», навязчивая педантичность
и др.);
- социально-психологическое старение –
перестройка мотивации, рост потребности в одобрении;
- нравственное старение – навязчивость,
скептическое отношение ко всему новому, преувеличение заслуг своего поколения,
скептическое отношение к молодежи;
-
профессиональное старение –
невосприимчивость к нововведениям, сложности адаптации к меняющимся условиям,
снижение темпа работы.
Определим психологические детерминанты профессиональных деструкций в управлении персоналом. Все многообразие факторов, детерминирующих профессиональные деструкции, можно разделить на три группы:
- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, профессионально-пространственной средой;
- субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;
- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.
Но главным фактором, ключевой
детерминантой развития деструкции является сама профессиональная деятельность.
Каждая профессия имеет свой набор профессиональных деформаций.
Рассмотрим психологические детерминанты
деформаций личности, порождаемые этими факторами. Следует отметить, что одни и
те же детерминанты проявляются во всех трех группах факторов:
1. Предпосылки развития профессиональных
деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии.
2. Пусковым механизмом деформации
становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную
профессиональную жизнь.
3. В процессе выполнения профессиональной
деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции.
4. К психологическим детерминантам
профессиональных деформаций относятся разные формы психологической
защиты.
5. Развитию профессиональных деформаций
способствует эмоциональная напряженность профессионального труда.
6. Фактором, инициирующим образование
деформаций, являются возрастные изменения, связанные со старением.
Основные профессиональные качества
менеджера по персоналу определяют стереотипы мышления и деятельности, социальные
стереотипы поведения, отдельные формы психологической защиты в профессии (проекция,
отчуждение, замещение, идентификация). Образование деструкции инициируется профессиональной чертой специалиста.
Очевидны достаточно жесткие требования к
личности управленца и «персональщика», которым не всегда соответствуют
личные качества работающих. Частичное соответствие личностных свойств руководителя
перечисленным требованиям определяет степень успешности профессиональной
деятельности управленца. Большинство специалистов, изучающих эффективность
системы управления, соглашаются с тем, что личность руководителя – прежде
всего личность лидера, так как неспособность проявить в определенных ситуациях
лидерские возможности неизбежно приводит к снижению авторитета и эффективности
профессиональной деятельности.
КАДРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОРГАНИЗАЦИИ