На сегодняшний день в нашей стране складывается непростая геополитическая и социально-экономическая обстановка. Обострение отношений с другими государствами во внешней политике, экономические потрясения в виде отзыва лицензий у банков и туристических компаний, падение курса национальной валюты – все эти факторы оказывают как информационное, так и финансово-экономическое влияние и приводят к реальным материальным потерям населения. Такие социальные ситуации непосредственно воздействуют на личность, ставя вопрос о месте денег в иерархии ценностей каждого человека и целых социальных групп, о том символическом значении, которое придается материальным ресурсам в современном мире – особенно в связи с их возможностью обеспечивать психологическую безопасность личности.
Ряд исследователей [4, 5] отмечает любопытный факт: активация концепта денег в сознании человека приводит к значимым изменениям в поведении, что выражается в предпочтении устанавливать определенную дистанцию, а именно: как установление большего физического расстояния при взаимодействии, так и в виде социальной отгороженности (испытуемые достоверно чаще выбирают работу над задачей в одиночку, нежели кооперацию; берут на себя больший объем работы; стараются вести себя более самодостаточно). Согласно мнению Е. В. Голубевой [1], такая тенденция может быть связана с проявлением психологической суверенности личности как способности и потребности устанавливать психологические границы с окружающим миром, дающие человеку переживание суверенности собственного «я», чувство уверенности, безопасности, доверия к миру. Нарушение психологических границ личности, снижающее ее чувство безопасности, приводит к искажению аффективного компонента отношения к деньгам, к повышению тревожности.
В связи с этим необходимо отметить еще одну тенденцию: символическая сила денег настолько велика, что обладание ими позволяет уменьшить чувство экзистенциальной тревоги, связанной с осознанием человеком своей смертности [6]. Деньги могут спасти жизнь как в прямом, так и в переносном, символическом, смысле. В этом контексте желание иметь деньги больше связано не с их утилитарной функцией как средства обмена или платежа, а именно c приписыванием им некоей «высшей ценности» – или, как отмечают Р. Белк и М. Валлендорф, – «сакральности» [2]. Такое отношение к деньгам приводит к тому, что деньги начинают считать абсолютной ценностью, символически приравнивают жизнь и деньги, наделяют их божественной силой, что зачастую приводит к возникновению все той же тревоги из-за их отсутствия. Так, например, Льюис и Гольдберг теоретически описали ряд типов личности, для которых обладание деньгами позволяет удовлетворить патологически выраженную, неутолимую потребность в безопасности [3].
Исследование, проведенное А. И. Донцовым, Ю. П. Зинченко и О. Ю. Зотовой [3], также указывает на то, что представления о безопасности могут влиять на отношение к деньгам: для студентов с инструментальным отношением к безопасности деньги как раз и выступают в роли такого средства, тогда как те, для кого характерно терминальное отношение к безопасности, условием ее достижения видят, прежде всего, состояние спокойствия и уверенности. Кроме того, в этом же исследовании было показано, что когнитивный компонент отношения к деньгам, проявляющийся в смысловой структуре понятия «деньги», также имеет свои особенности – он имеет более сложную структуру у группы с терминальным отношением к безопасности.
Таким образом, материальная обеспеченность стала мощным фактором, обеспечивающим нормальное самочувствие, спокойное состояние психики. Отсутствие достаточного количества денег приводит к фрустрации, недовольству, неудовлетворенности. Соответственно, ситуация обладания малым количеством денег может субъективно рассматриваться как нестабильная, неопределенная, небезопасная, а когда денег много – как более спокойная, энергичная, безопасная. Представляется необходимым изучить аспект психологической безопасности личности в зависимости от финансовой ситуации, в рамках которой находится человек, так как реальное поведение может сильно отличаться от ожидаемого исследователем. Известно немало случаев, когда неожиданное обретение огромного дохода отнюдь не делало жизнь человека такой безопасной, как он себе представлял. Исходя из вышесказанного, необходимо изучить, как оценивается субъективно выраженное влияние финансовой ситуации на силу, степень проявления различных психических состояний со стороны личности, а также каково восприятие личностью данной ситуации с точки зрения реализации ее потребности в безопасности.
1. Голубева Е. В.
Отношение к деньгам как аспект психологической суверенности // Вестник Самарского
муниципального института управления. – 2012. – № 1. – С. 51–57.
2.
Belk R. W.,
Wallendorf M. The sacred meaning of money // Journal of Economic Psychology. – 1990.
– № 11. – Р. 35–67.
3.
Dontsov A. I.,
Zinchenko Y. P., Zotova O. Y. Notions of Security as a Component of Students
Attitudes towards Money // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – № 86.
– Р. 98–103.
4.
Vohs K. D., Mead
N. L., Goode M. R. Merely activating the concept of money changes personal and
interpersonal behavior // Current Directions in Psychological Science. – 2008. –
№ 17. – Р. 208–212.
5.
Vohs K. D., Mead
N. L., Goode M. R. The psychological consequences of money // Science. – 2006.
– № 314. – Р. 1154–1156.
6.
Zaleśkiewicz
T., Gąsiorowska A., Kesebir P., Łuszczyńska A., Pyszczynski T.
Money and the fear of death: The symbolic power of money as an existential
anxiety buffer // Journal of Economic Psychology. – 2013. – № 36. – Р. 55–67.
7.
Zhou X. Y., Vohs
K. D., Baumeister R. F. The symbolic power of money: Reminders of money alter
social distress and physical pain // Psychological Science. – 2009. – № 20
(6). – Р. 700–706.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ