Прокина А. А. Информационная безопасность человека в новом дигитальном мире

 

Мы живем в реальности, которая быстро изменяется. Научно-технический прогресс не стоит на месте, технологии постоянно совершенствуются, а интернет-технологии становятся неотъемлемой частью жизни человека. Такой мир можно охарактеризовать как дигитальный (от англ. digital – цифровой).

Мир digital отличается тем, что информация становится более важным ресурсом, чем, например, материальные или энергетические ресурсы. Ее легче и удобнее хранить (большие объемы данных можно переписывать, копировать, передавать на большие расстояния).

В дигитальном мире происходит миграция общения из офлайн-мира в Интернет, в котором можно найти любую интересующую информацию, например, информацию о компании/организации, а если информации нет, это вызывает недоверие, влекущее за собой отказ в сотрудничестве. Современный мир по сути своей является «сетевой деревней», где расстояние между собеседниками не играет существенной роли для общения, происходит стирание границ времени и пространства и вместе с этим происходит сближение культур, ценностей и традиций. Увеличение скорости онлайн-обмена привело к возможности читать, распространять и реагировать на ситуации, происходящие в мире, гораздо быстрее. Г. М. Маклюэн полагает, что данный процесс вынуждает людей быть вовлеченными в дела друг друга, как будто это наши собственные. Вступая в коммуникацию посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились рядом, в «одной деревне».

Также большую роль в современном мире играют современные смартфоны (гаджеты), они существенно облегчают нашу жизнь в плане общения, развлечения (досуга), поиска пути и т. д. Современный человек уже не может обойтись без различных социальных сетей (Facebook, ВКонтакте, Одноклассники.ру, Twitter) и делится через них своими данными, мыслями, фотографиями, не понимая иногда, что это может обратиться против него. Фотографии, которые человек выкладывает в «ВКонтакте», увидят не только его друзья, но и тысячи других пользователей. А сообщения, написанные другу/подруге, могут быть прочитаны не только адресатом, но и мошенниками, которые «взламывают» по нескольку страничек в день. Частная информация становится публичной благодаря социальным сетям. То, что раньше было доступно немногим, теперь доступно всем.

Информация в digital-мире может оказывать отрицательное воздействие на человека. Например, создание виртуального информационного пространства дает возможность манипулировать сознанием человека (манипулирование человеком через переписки в социальных сетях). Также существенный вред человеку наносит использование его персональных данных: о его личной жизни, семье, семейной тайне и т. д. Примером может служить взлом страниц в социальных сетях американских звезд шоу-бизнеса. В Сеть попали пикантные фото певиц (Рианна, Дженнифер Лоуренс и т. д.), что вызвало неоднозначную реакцию у пользователей Интернета и недовольство звезд сложившейся ситуацией.

Таким образом, можно сделать вывод, что информации необходима защита, потому что каждый, кто хоть немного знаком с компьютером и Интернетом, знает, насколько неприятно, когда твоя информация попадает в чужие руки. И неважно, будь то письма электронной почты, которые вместо того, чтобы отправляться одному адресату, рассылают копии еще на несколько адресов, или информация, которая набирается нами в редакторах. Потеря конфиденциальности – серьезная проблема информационной безопасности человека. Достаточно вспомнить ситуацию, произошедшую не так давно с гигантами рунета – Mail.ru и Yandex, когда произошла утечка в Сеть паролей к почте почти 2 млн пользователей с обоих сайтов. Это вызвало негодование и панику у пользователей, пароли которых оказались на сайте. Людям пришлось либо создавать новую почту, с усложненным паролем, либо менять пароль.

Информационная безопасность – довольно емкая и многогранная проблема, охватывающая не только необходимость защиты информации, но и то, каким образом ее защищать, когда защищать, чем защищать и какой должна быть эта защита.

Существует несколько способов обеспечения безопасности в дигитальном мире. Для обеспечения информационной безопасности человек должен скептически относиться к информации и постоянно ее перепроверять, а также периодически менять пароли страничек в социальных сетях, пароли от почты и других сайтов.

Также не следует открывать сообщения от неизвестных людей и тем более переходить по ссылкам, которые они отправляют. В этих ссылках могут оказаться вирусы, которые могут привести к поломке компьютера и утечке информации. Не стоит открывать непроверенные ссылки, приходящие даже от друзей, потому что это также могут быть вирусы, охотящиеся за данными вашего компьютера с целью разрушить систему вашего персонального компьютера. Скачивать файлы нужно только с проверенных сайтов, не требующих за это ни отправки смс, ни личных (паспортных) данных.

Таким образом, чтобы обезопасить себя, необходимо тщательно следить за информацией, которую человек отправляет в Сеть, и за информацией, которая приходит оттуда. Также не следует попадаться на уловки компьютерных мошенников, которых становится все больше и больше. Хранить важную информацию не на сайте, пароль от которого может быть с легкостью «взломан», а на компьютере с мощной системой антивирусов.

 

Литература

 

1.     Гражданский контроль. Общественная правозащитная организация. Совет Европы: документ по проблемам средств массовой информации. – URL: http://www.data.minsk.by/books/ce_massmedia/6.html (дата обращения: 20.10.2014).

2.     Калашников М. Дуглас Рашкофф. 10 особенностей цифрового мира. – URL: http://newreporter.org/2013/01/16/duglas-rashkoff-10-osobennostej-cifrovogo-mira/ (дата обращения: 20.10.2014).

3.     Скотт М. Медийный город: Медиа, архитектура и городское пространство. – М. : Strelka Press, 2014. – 392 с.

4.     Шаньгин В. М. Информационная безопасность компьютерных систем и сетей. – М. : Форум : Инфра-М, 2008. – 416 с.

 

 

ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ РЕКЛАМЫ И PR


© НОУВПО Гуманитарный университет, 2014 № гос. регистрации 0321501928