Вдовина А. А. Психологическая готовность к профессиональной деятельности в чрезвычайной ситуации

 

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей [5].

В ликвидации чрезвычайной ситуации участвуют специалисты оперативного (экстренного) реагирования различных служб. В их профессиональные обязанности входит оказание помощи пострадавшим и участие в аварийно-спасательных работах по ликвидации чрезвычайной ситуации, т. е. обязанности, связанные с помощью другим людям.

В чрезвычайной ситуации немаловажную роль для выполнения профессиональной деятельности играет не только стрессоустойчивость, но и психологическая готовность к действию или деятельности, так как специалист в первую очередь ориентирован на выполнение задачи.

Тема психологической готовности хорошо представлена в педагогической психологии и касается вопросов психологической готовности к обучению в школе или в вузе; в военной психологии – готовности к службе в вооруженных силах или к бою; в психологии профессиональной деятельности – готовности студентов к профессиональной жизни. С точки зрения предстартового состояния вопрос психологической готовности разбирается в спортивной психологии. При этом психологическая готовность к деятельности в экстремальных условиях либо исследовалась в отношении конкретных видов профессий [2; 4], либо авторы акцентировали внимание только на мотивационном компоненте психологической готовности [1; 3].

Кроме того, в настоящее время нет общепринятого понятия «психологическая готовность», вместе с тем каждый автор, разрабатывающий тему готовности к деятельности, утверждает, что она является необходимым условием эффективной деятельности.

Чаще всего в психологической литературе психологическая готовность рассматривается через такие понятия, как «установка» (Д. Н. Узнадзе, А. Г. Асмолов, А. А. Ухтомский), «настроенность на деятельность» (Н. Д. Левитов, К. К. Платонов), как «личностное качество» (А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович). Однако большинство авторов рассматривает психологическую готовность как целостное, системное (интегративное) понятие, включающее в себя и личностные особенности, и психические состояния, которые способствуют эффективной реализации деятельности [4; 6].

Рассмотрим психологическую готовность к деятельности через призму работы специалиста в чрезвычайной ситуации:

а) некоторые авторы различают психологическую готовность по длительности. Так, например, Н. Д. Левитов выделяет длительную готовность и «предстартовое состояние». М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович говорят о готовности заблаговременной (общей) и временной (ситуативной) [4].

Таким образом, мы можем говорить об общей подготовленности специалиста к работе в чрезвычайной ситуации (обладание знаниями, умениями, навыками профессиональной деятельности) и ситуативном состоянии повышенной готовности к активным действиям. В. Н. Пушкин и Л. С. Нерсесян называют это состояние общим психофизиологическим, оно «обеспечивает быстроту актуализации необходимого опыта деятельности в аварийных условиях» [4. С. 36];

б) психологическая готовность может различаться по интенсивности: обычная готовность (или «оперативный покой» по А. А. Ухтомскому), повышенная, пониженная (Н. Д. Левитов) или полное отсутствие готовности.

С точки зрения работы специалиста экстремального профиля, полное отсутствие готовности должно сохраняться в нерабочее время, пониженная – в рабочей ситуации, связанной с отсутствием оперативной готовности, а обычная и повышенная готовность – при непосредственном участии в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации;

в) авторы по-разному видят структуру психологической готовности. Анализ литературы и диссертационных исследований позволил выделить возможные компоненты психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности в чрезвычайной ситуации:

 

Название компонента

Содержание компонента

Мотивационный, ценностный или смысловой

Чувство долга, ответственность, понимание важности задач,

добросовестность, ответственность, стремление добиться успеха

Волевой

или регуляторный

Самоконтроль, настойчивость, решительность, самообладание, выдержка, упорство

Эмоциональный

или чувственный

Степень развития чувственной сферы (интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства), способность к эмпатии, конгруэнтность, сострадание, доброжелательность и гуманность

Ориентационный

или информационный

знание и представление об особенностях и условиях деятельности, стремление узнать новое о предстоящих трудностях

Операциональный, поведенческий, деятельностный, или технологический

Владение способами, приемами, навыками профессиональной деятельности

Типологический

компонент

Тип нервной системы, сила и уравновешенность нервных

процессов, адаптационные способности специалиста

Интеллектуальный,

познавательный,

или когнитивный

Необходимый объем знаний для выполнения профессиональной деятельности, компетентность специалиста

Личностный

Профессионально важные качества специалиста

Физический

Физическая подготовка к выполнению профессиональной

деятельности

Когнитивно-оценочный, или рефлексивный

Самооценка подготовленности к деятельности

Коммуникативный (может быть представлен в составе операционального)

Коммуникативная толерантность, организаторские склонности

 

Следует отметить, что некоторые авторы объединяют те или иные компоненты, например: эмоционально-волевой, морально-нравственный (ответственность и альтруизм), эмоционально-личностный и т. п. Анализ представленных компонентов в структуре психологической готовности в профессиональной деятельности специалистов в чрезвычайных ситуациях планируется осуществить в следующей работе.

Таким образом, остается открытым вопрос о понимании термина «психологическая готовность» для специалистов экстремального профиля. Психологическая готовность к профессиональной деятельности в чрезвычайной ситуации является частным случаем психологической готовности к деятельности и может быть проанализирована как с точки зрения общей (длительной или заблаговременной) подготовленности специалиста, так и с позиций ситуативного (предстартового) состояния. Анализ литературных источников, посвященных проблеме психологической готовности, позволил выделить возможные структурные компоненты данного понятия, вклад каждого из которых в профессиональную деятельность специалиста экстремального профиля еще предстоит оценить.

 

Литература

 

1.     Агеев Б. А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военно-профессиональной деятельности. – М. : ГА, 1994. – 234 с.

2.     Аллин О. Н. Формирование готовности космонавтов к деятельности в нештатных ситуациях : дис. … канд. психол. наук : 19.00.13. – М., 2003. – 260 с.

3.     Бессонова Ю. В. Формирование мотивационной готовности спасателей : дис. … канд. психол. наук : 19.00.03. – М., 2003. – 260 с.

4.     Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психол. аспект. – Минск : Университетское, 1985. – 206 с.

5.     О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 68 // Собрание законодательства. –1994. – № 35. – 26 дек. – Ст. 3648.

6.     Правдина Л. Р. Психологические детерминанты готовности человека к экстремальной ситуации // Актуальные проблемы современности : материалы II Международной научно-практической конференции (г. Кисловодск, 17–18 августа 2013 г.). – Кисловодск : Изд-во УЦ «МАГИСТР», 2013. – C. 99–102.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: РИСКИ И УГРОЗЫ


© НОУВПО Гуманитарный университет, 2014 № гос. регистрации 0321501928