“Екатеринбуржцы массово тянутся к культуре, а культура – к ним”

9 марта 2017 года

Своими впечатлениями о Екатеринбурге, его жизни и жителях с нами поделилась исследователь двигательной культуры и танца Ирина Сироткина, посетившая наш город по приглашению Факультета современного танца.

В начале февраля 2017 года по приглашению Факультета современного танца Гуманитарного университета Екатеринбург посетила Ирина Евгеньевна Сироткина (Москва), кандидат психологических наук, доктор философии (PhD), ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники Российской Академии наук, исследователь двигательной культуры и танца. За короткое время пребывания Ирина Евгеньевна успела прочитать на Факультете несколько лекций, провести занятие по танцу Айседоры Дункан, посетить спектакли многих ведущих театров города; а сейчас – делится своими впечатлениями о Екатеринбурге, его жизни и жителях.

“Екатеринбург крут как Уральские горы. Это я поняла еще в свой первый приезд сюда, на Международный конгресс антропологов, который проходил полтора года назад в УРФу им. Б. Ельцина. В тот приезд я немного познакомилась с ученой жизнью, университетской и академической, а нынешний визит – в феврале 2017 года – был посвящен культуре. Очень здОрово, что екатеринбуржцы массово тянутся к культуре, а культура – к ним. Мне повезло: в короткое время я увидела перформансы и спектакли “Провинциалов”, Zonk’и, Minoga-dance company, “Окоема” и других. Это – не считая современного балета на сцене Екатеринбургской оперы и Коляда-театра, в котором пластика и танец также играют громадную роль. Успешное уже 15-летнее существование в Екатеринбурге Факультета современного танца, единственного в российском университете, тоже показатель “окультуренности” или просто культурности екатеринбуржцев. Студенты этого факультета, довольно большого (на четырех курсах их около сорока) – настоящие энтузиасты танца. Возможности для обучения у них самые благоприятные: кроме регулярных занятий со штатными педагогами университета, часто проводятся учебные сессии с приглашенными специалистами. В одной из таких сессий мне довелось поучаствовать и самой убедиться в отличных условиях: высококвалифицированные, а, главное, заинтересованные педагоги и концертмейстеры, прекрасные залы для занятий, возможности для показа студенческих работ и спектаклей и много еще чего.

Кажется, первой назвала Екатеринбург “российской столицей современного танца” Татьяна Гордеева, руководитель Лаборатории современных форм танца Академии им. А. Вагановой в Петербурге. О превосходных позициях, которые занимает здесь современный танец, говорит присутствие самых разных “акторов”, то есть активных участников и заинтересованных лиц – от учебного Факультета современного танца до сценических воплощений этого самого танца в Танц-театре Олега Петрова и “Провинциальных танцах” Татьяны Багановой и в других многочисленных группах танца и перформанса. Спектр этих участников включает как практиков, так и людей с академической степенью по dance-studies, которых у нас в стране раз-два и обчелся: в Екатеринбурге магистром исследований танца недавно стала Екатерина Жаринова, и я сердечно ее с этим поздравляю. Есть молодые перспективные преподаватели танцевально-двигательных практик, вроде Натальи Бриль, готовые отдать свои силы городу. При поддержке институтов, включая Ельцин-центр и ГЦСИ, а также при участии опытных и заинтересованных в продвижении современного танца специалистов, таких как Лев Закс и Наталья Курюмова из Гуманитарного университета, дело движется особенно активно. Мне абсолютно ясно одно: в современном танце и перформансе екатеринбуржцам некому завидовать – совсем наоборот.

Вообще, мне лично кажется, что современный танец очень важен для нашей страны именно сейчас: в обстановке политической изоляции и самоизоляции, танец, как и другие области культуры, сохраняют связи и продолжают контакты россиян с людьми во всем мире. Это здОрово, что танцовщики и перформеры не нуждаются в словарях и могут общаться друг с другом на языке движений. Современный танец сейчас очень разный. Фактически, все, что танцую современные танцовщики и даже самые обычные люди, можно в какой-то степени назвать “современным танцем”. Более того, разные формы танца влияют друг на друга: балет “осовременился”, а стрит-данс стал виртуозным. Но самое важное – это то, что танцовщики и перформеры не только формируют свой мир, свои группы и субкультуры, а активно идут в социум, понимая: как им нужна поддержка публики, так и они сами – их искусство, умения, энергия – будут публикой востребованы. Конечно, для этого нужно пройти долгий путь, но екатеринбуржцы, мне кажется, на нем уже не новички”.