Том Торок – основатель и бывший руководитель группы по работе с BigData во второй крупнейшей газете США – “The New York Times”. Работа этой группы принесла газете 8 Пулитцеровских премий за те 13 лет, что её возглавлял Торок.
Том Торок специализируется на журналистских расследованиях. Трижды номинировался на Пулитцеровскую премию за работы в “Philadelphia Inquirer”, в том числе “За служение обществу”.
Торок известный лектор. Преподавал в Колумбийском Университете, три года давал лекции в Университете Роуэна в штате Нью-Джерси, также вел специальные курсы в Университетах Пенсильвании, Темпл и Принстон.
«Я могу делать то, что делаете Вы, но Вы не сможете делать то, что делаю я»
Журналист первым делом решил поделиться опытом общения с руководством: Том рассказал, как объяснил старшим коллегам своё место в команде, будучи ещё молодым сотрудником редакции.
Позже Том писал важные программы и помогал обрабатывать огромное количество данных. Например, он рассказал как в “The New York Times” разбирались с неправильным отображением катастроф на железной дороге. Тогда журналисты узнали, что есть два центра, которые ведут сводку катастроф: Национальный центр реагирования на чрезвычайные ситуации и Федеральная администрация железных дорог. При этом “расследователи” заметили, что центры часто неправильно заносят информацию о происшествиях. Том 8 месяцев работал над сопоставлением двух баз данных и в итоге выявил 800 случаев несоответствий.
После публикации журналистского расследования многих сотрудников этих агентств уволили, а сами стандарты и систему регистрации происшествий – изменили.
«Нет ничего скучнее, чем цифры»
Том считает, что журналист должен делать свой материал максимально интересным. Конечно, работа с данными очень важна, но нельзя забывать об интересе читателя. Журналист-расследователь должен рассказывать правильно и занимательно, поэтому нужно чаще использовать графику.
«Если люди могут пострадать, мы не пишем»
На вопрос участника лекции о безопасности фигурантов статистики, Том Торок ответил, что журналист предупреждает человека о возможной опасности. Журналист-расследователь должен сделать все, чтобы обезопасить героя материала.
Именно это, по мнению лектора, отличает подходы “The New York Times” от методов сайта “Wikileaks”. Пока одни стараются максимально обезопасить тех, кто может пострадать, другие просто публикуют материалы, которые попали им в руки.
Тема ответственности журналиста еще много раз поднималась в ходе лекции. Например, Том рассказал историю о том, как после публикации конфликтного материала и последовавшего судебного разбирательства, чуть не разбился на машине. Те, о ком писал Том, видимо решили проучить журналиста и испортили тормозную систему его автомобиля.
«Занимайтесь журналистикой, но параллельно учитесь новому»
По словам Тома Торока, чтобы стать востребованным на рынке труда, нужно уметь куда больше, чем умеет журналист. Не умеете обращаться с сложным программами – займитесь фотографией, не выходит с фотографией – найдите что-то, что Вам интересно и что пригодится в работе. Каждый должен иметь в запасе то, что выгодно выделяет среди остальных.
И конечно, Гуманитарный не мог оставить такого чудесного гостя без подарка. На общем фото журналист-расследователь позирует с футболкой с эмблемой Университета. Обязательно ждем мистера Торока снова.
Семён Артамонов, пресс-служба факультета телерадиожурналистики ГУ