В самую точку

27 апреля 2017 года

Интервью с Анастасией Мироновой (Ахмеровой) и Кириллом Зайцевым, ставшими Лауреатами Первой степени V Международного фестиваля современного танца “Точка” (20-23 апреля 2017) в номинации «Малые формы: соло, дуэт» и специального приза оргкомитета фестиваля за дуэт “01”

Изначально вы главным образом везли на фестиваль дуэт «Male-Female», которому уже больше года, для чего потребовалось срочно поставить второй дуэт, который в итоге и был отмечен двумя высокими наградами, и как именно он создавался?

Анастасия (хореограф, выпускница и преподаватель Факультета современного танца): Вообще, мне очень хотелось показать на «Точке» свой спектакль «Сторона света», но это было неподъемно материально – очень много людей пришлось бы привезти и разместить в Омске. Так что решено было ехать вдвоем. С постановкой второго номера все тоже очень просто – я прочитала в Положении фестиваля, что требуется представить минимум две работы. Уже на месте выяснилось, что это было не так уж обязательно и многие коллективы спокойно представили одну работу, но мы отнеслись к этому пункту очень серьезно. Времени оставалось мало, и у меня, и у Кирилла много работы, домашние заботы, концерты на Факультете современного танца… Мы не знали, будет ли у нас достаточно репетиционного времени, сможем ли мы сделать законченную постановку. Поначалу удавалось репетировать всего раз в неделю и это было очень тяжело: не получалось погрузиться с головой в творческий процесс, из-за больших перерывов постоянно возникало ощущение, что все рассыпается. При этом, разумеется, не могло быть и речи о том, чтобы в итоге показывать какую-то сырую недоделанную работу. Были моменты отчаяния, когда я говорила мужу, что ничего не получится… За три недели до фестиваля мы поняли, что не стоит все время ждать, когда освободятся удобные классы для репетиций, а нужно искать любую возможность работать, практически какое угодно помещение.

Кирилл (студент 2 курса Факультета современного танца): Просто мы поняли, что все сейчас зависит только от нас. И тут началось! «Славливались» сами, находили самые разные помещения, танцевальные классы – какие только есть в городе, куда только у нас была возможность попасть. В клубе «Ровесник», и в родном привычном «Щелкунчике» тоже, но зачастую не в просторном классе с зеркалами,  а в маленькой не приспособленной для танцев аудитории…

А.: Репетировали на работе у моего мужа, в Доме офицеров – там есть танцклассы, но в них идет ремонт. Сначала мыли там полы, а потом уже можно было танцевать!

К.: Из-за того, что не было зеркал, мы снимали себя на видео, чтобы оценивать, как выглядит постановка со стороны, и, только все отсмотрев, Настя что-то меняла и поправляла.

А.: С видео, на самом деле, очень сложно работать. Как ни странно, когда я перестала его смотреть, процесс пошел веселее! Видимо, нужно было уйти от внешней оценки и просто довериться собственной интуиции, пойти внутрь себя, вместо того, чтобы сосредотачиваться на визуальной стороне дела. Как только я последовала этому ощущению, работать стало легче.

К.: Мы углубились в развитие отношений между нами внутри дуэта, они были единственными путеводителями, подсказчиками в том, как сделать из разрозненных кусков полноценное произведение.

А.: Да, и именно через драматургию этих отношений правильно расставились все смыслы и даже выстроилась композиция. В день отъезда мы еще два часа репетировали на сцене, потом ненадолго разъехались по домам, чтобы собрать вещи, и скоро снова встретились на вокзале. Финал окончательно простроили уже в отеле накануне выступления. Короче говоря, этот дуэт нам дался очень непросто!  Но, наверное, так и должно быть, ведь говорится, что художник всегда должен быть голодным… Тут немного другая история, не совсем про голод, но по сути то же самое. Сейчас, анализируя те ощущения, могу описать это так – постановка сама к себе требует внимания, ей нужно появиться на свет и она тебе диктует правила. А как их выполнить – уже ты должен думать, искать решение и возможности. Я вот думаю, может быть, именно то, что эта работа, когда мы танцевали ее на фестивале, была еще во многом work-in-progress, очень живая и трепетная, и смогло вызвать эмоции у зрителей и жюри?

 

А у вас какие были эмоции во время пребывания на фестивале? Сильно волновались?

К.: Довольно сильно. Когда мы в первый раз приехали в ОМЦ «Химик», в котором проходил фестиваль, то сразу же пошли в зал смотреть прогоны других участников. Увидев их, я ощутил сильную разницу с каким-нибудь рядовым танцевальным конкурсом, каких много. На «Точке» уровень приглашенных коллективов очень высокий.

A.: «Точка» – это крутой, обособленный, тематический фестиваль современного танца. Он не для тех людей, которые имеют только смутное представление об этом явлении и могут выдать за него какую-нибудь эстраду, нет, здесь все не просто понимают, что такое contemporary dance, а абсолютно естественно существуют в нем и делают стильные, глубокие, очень разноплановые постановки.

К.: Лично для себя я понял сразу, что опускать заданную фестивалем планку нельзя, можно только поднимать выше свою, что здесь и сейчас от нас с Настей на сцене требуется максимальная честность. У детей из некоторых коллективов была просто сумасшедшая выучка, я смотрел на какую-нибудь двенадцатилетнюю девочку и понимал, что мне технически не повторить то, что она делает. Решил, что будем брать чем-то другим, своей личной правдой и сильными эмоциями, будем превозмогать свои возможности и стараться быть абсолютно настоящими.

Приятно было победить?

A.: Конечно.

К.: Очень!

A.: И все-таки, самое главное, что дал нам фестиваль – понимание, кто мы, где мы и что мы делаем. Когда выступаешь всегда в одних и тех же концертах собственного факультета, не можешь ощутить себя в контексте всего сообщества современного танца в России и понять, в какой его точке находишься. Награды могут быть относительными, трудно сравнивать таких разных людей, такие разные коллективы и постановки, так что я считаю, что самое ценное, что дал нам фестиваль – понимание, куда мы двигаемся. Мы и ехали за этим, ни на что другое сильно не рассчитывали. И уж точно не ждали, что наша работа будет так высоко оценена, как в этот раз, это приятно и очень неожиданно. Еще один замечательный эффект от участия – мы получили сразу несколько интересных творческих предложений на будущее.

К.: Я очень вдохновился, глядя на коллективы и отдельных выступающих артистов. Сильно проникся атмосферой фестиваля, и она меня до сих пор держит. Все это позволило мне расширить свое сознание и понимание своего дела. А то уже запутался в рутине – работа, дом, учеба, работа, дом, учеба… Из-за этого кругозор очень сужается, хоть я всегда стараюсь что-то смотреть, читать, слушать, в общем, развиваться. Но все равно, опыт четырех дней погружения в такую концентрированную среду современного танца дает ни с чем не сравнимое развитие. Когда попадаешь туда, сначала изобилие информации и людей оглушает, а потом ты постепенно приходишь в себя и осмысляешь все происходящее, понимаешь, что мир не такой узенький, каким уже стал казаться. Для меня это очень важно, я постоянно борюсь с тем, чтобы раздвигать границы своих возможностей.

A.: Для меня тоже было очень важно именно сейчас попасть на такой замечательный фестиваль. Приехав туда, я старалась без остановки смотреть, вникать, впитывать в себя все, что происходит. Здорово, что это случилось! За такую возможность, конечно же, хотелось бы сказать огромное спасибо организаторам «Точки» – Ольге и Андрею Горобчук и коллективу танцевальной компании «нОга» – не представляю, как они это выдержали! С раннего утра и до позднего вечера они встречали, сопровождали, координировали, решали сложные задачи и улаживали возникающие трудности, а потом еще выходили на сцену и танцевали. Непросто приходилось и членам жюри и экспертного совета фестиваля, но они оставались внимательными ко всем. Особую благодарность за поддержку мы также выражаем нашему родному Факультету современного танца и лично Анне Сергеевне Поляковой, без которой мы не оказались бы на фестивале! Спасибо и нашим самым близким людям, которые все это время были всецело за нас, поддерживали и помогали во всем.

К.: Хочется как можно дольше сохранить этот винт, который так мощно заработал внутри во время поездки на «Точку», что кажется – вот сейчас, сейчас, сейчас мы пойдем в гору!

A.: А мы пойдем!

 

 

Текст подготовила Евгения Плясунова