Аспирантура новой формации: наш первый особенный выпуск

13 июля 2017 года

«С самых первых дней ощущалось, что ты попал в благожелательную человекоориентированную атмосферу»: наши выпускники аспирантуры делятся своими впечатлениями после вручения дипломов.

12 июля получили дипломы выпускники аспирантуры Гуманитарного университета. Несмотря на то, что аспирантура в ГУ существует уже пятнадцать лет, нынешний выпуск – особенный. Экономист, политолог, юрист, психолог, два философа и три культуролога успешно завершили трехгодичную программу образования в аспирантуре в ее новом качестве. Ведь если до 2013 г. аспирантура считалась формой подготовки научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования, то теперь она отнесена к третьему уровню высшего образования.  И занята «подготовкой кадров высшей квалификации». В чем принципиальная разница объясняет проректор ГУ по научной работе, доктор филос. наук, профессор Людмила Анатольевна Мясникова: «Самое главное, что раньше, окончив аспирантуру, и по каким-то причинам не защитив диссертационную работу, выпускник не имел на руках ничего, кроме записи в трудовой книжке и возможных черновиков научного текста. Теперь каждый выпускник получает диплом преподавателя-исследователя, дающий право преподавания в высшей школе. Ну и конечно, сам процесс обучения и окончания стал более четким и целенаправленным. Ведь если раньше человек сдавал три кандидатских минимума, готовил и публиковал научные статьи, работал над написанием некоего научного текста, то теперь и осваиваемых дисциплин, и зачетов-экзаменов стало больше, отчетность аспиранта стала регулярной и обязательной (раз в семестр). И есть важный «финальный аккорд» – защита доклада по подготовленной научной квалификационной работе. Все это, с одной стороны, внятно фиксирует важный этап и ступень развития, с другой – является отличным стимулом для дальнейшей защиты диссертации».

Надо отметить еще два больших плюса, во всяком случае для тех, кто специализировался по философии и культурологии. Многие пришли на эти направления, не имея соответствующего базового образования. И, благодаря серьезной подготовке, а также системе педагогических и научно-исследовательских практик, смогли получить квалификации в новой для себя области. Кроме того, по большинству направлений все время обучения действует аспирантский семинар, где молодые исследователи регулярно представляют на обсуждение, корректировку и апробацию тезисы своих исследований, имеют возможность более глубоко разработать свою тему, отточить мастерство научного доклада и защиты.

Вот что рассказали нам сами экс-аспиранты после церемонии вручения дипломов:

Кныш Евгений Викторович (направление «Теория и история культуры», тема «Христианские практики соборности в постсекулярной культуре», научный руководитель – доктор филос. наук, профессор ГУ, завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Г.А. Брандт):

– С самых первых дней, когда нужно было сдавать документы, ждать начала экзаменов, ощущалось, что ты попал в семейную благожелательную атмосферу, человекоориентированную. После всех наших встреч, лекций, семинаров, экзаменов появлялись силы и желание поработать еще: над собою, исследованием. Это очень ценно и важно. Эти три года стали одним из лучших периодов в жизни, когда в тебя вкладывали знания, советовали, в чем стоит прибавить, как исправить недостатки и недоработки. Я думаю, что и я, и другие аспиранты немало обогатились в личностном, интеллектуальном плане. Все-таки личное общение и совместное «проживание» тягот и радостей ничем не заменишь. В этом смысле очень похоже на студенческие годы.

Екатерина Александровна Дербышева (направление «Юриспруденция», тема работы «Принцип правовой определенности», научный руководитель – доктор юрид.наук, профессор ГУ, приглашенный профессор Университетов Париж-Запад, Клермон-1, декан юридического факультета А.П. Семитко):

– Процесс обучения, который проходил в хорошей рабочей атмосфере, и сам процесс написания диссертации научил мыслить более системно и глубоко; необходимость докладывать о результатах на теоретических семинарах, безусловно, очень полезна.

Кушнарева Алла Александровна (направление «Экономика», научный руководитель – доктор экон. наук, доцент, завкафедрой экономики и информатизации Н.В. Хмелькова):

– Все эти годы формировался исследовательский характер, стойкость духа, шло развитие профессиональных и научных компетенций. Очень благодарна университету за эти знания, опыт и дружественную атмосферу!

Голомидова Ольга Юрьевна (направление «Философия, этика, религиоведение», тема «Туризм как феномен городской культуры», научный руководитель – доктор филос. наук, профессор, Л.А. Мясникова):

– Благодаря аспирантуре появилась активная мотивация к написанию и дальнейшей защите работы, сформировался системный подход. Необходимость отчитываться о «достижениях» позволила точнее осознать, где интересно «копать» и над чем работать. Очень было полезным и приятным общение с коллегами!

Крутеева Ольга Владимировна (направление «Философия, этика, религиоведение», тема «Народные художественные промыслы Урала и их сохранение в современных социокультурных практиках», научный руководитель – доктор филос. наук,профессор, Л.А. Мясникова):

– Это отдельный жизненный этап, новый опыт. Опыт преодоления себя. Спасибо за атмосферу поддержки и доверия. Было ощущение надежного тыла, ведь каждый раз, приходя к Людмиле Анатольевне, не только получала лавину новых знаний и идей, но и огромную поддержку. Формат регулярной отчетности и семинаров – правильный и интересный. Ты не только каждый раз проговариваешь и учишься представлять свою работу людям, но и получаешь новый взгляд на нее. На наших семинарах всегда звучал конструктивный диалог.

Ковалева Анфиса Юрьевна (направление «Культурология», тема «Костюм богемы Серебряного века как культурный текст», научный руководитель, д.-р филос. наук, профессор ГУ, завкафедрой социально-гуманитарных дисциплин Г.А. Брандт):

– Три года обучения в аспирантуре прошли плодотворно, благодаря динамичному и разнообразному учебному процессу. В творческой атмосфере мы учились мыслить по-новому – критически, системно анализируя явления и процессы. Учились не только у преподавателей, но и друг у друга смотреть на привычные темы под разными углами зрения. Для меня работа над диссертацией – это исследовательский путь от формулирования интересующей тебя темы до развернутого текста. В аспирантуре ГУ система занятий предполагает взаимодействие преподавателей и аспирантов как единой команды, которое позволяет глубже осмыслить тексты в обсуждениях на семинарах и конференциях, тем самым направляет, раскрывает новые аспекты работы и дисциплинирует. На мой взгляд, в систему подготовки стоит внедрить дисциплины по работе с академическим текстом и его стилистическому редактированию, а также расширить базу учебно-методических пособий для аспиранта. Хочу пожелать преподавателям, сотрудникам и аспирантам ГУ дальнейшего процветания, успехов и сохранения уникального круга профессионалов, преданных науке и образованию.

Полякова Анна Сергеевна (направление «Культурология», тема «Народный танец в современной художественной культуре», научный руководитель – Н.В. Курюмова, канд. культурологии, доцент ГУ):

– Для меня три года обучения в аспирантуре – время невероятного личностного роста, получения нового опыта, переосмысления. С особым трепетом вспоминаю наши «аспирантские» семинары, где каждый раз все мы с неподдельным интересом и вовлеченностью обсуждали тексты друг друга (при том, что темы у всех разные: и туристские практики, и народные промыслы, и костюм богемы Серебряного века, и танец постфолк…). Казалось, меня никогда не интересовала та или иная тема, но так устроены занятия, что, участвуя в дискуссии, обсуждая, каждый раз находишь свой собственный интерес или новый поворот в своем собственном исследовании. Такой вот «мозговой штурм», не иначе.

Хочется пожелать любимому университету не останавливаться на достигнутом и продолжать развивать программы подготовки в аспирантуре. Для многих специалистов это уникальная возможность погрузиться в исследуемую тему и открыть новые ее направления.