Site-specific оратория «Огни УРАЛА» создана и презентуется как главный проект перформанс-платформы IV-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Один раз в два года этот беспрецедентный проект организуется кураторами Уральского филиала Государственного музейно-выставочного центра Росизо (раньше – Государственного Центра современного искусства).
Отзывы наших студентов о посещении Site-specific оратория «Огни Урала»:
“Спектакль произвел на меня сильное впечатление. Уже со входа в ЦК ВИЗ танцовщики, которые находились на улице, создавали особое состояние. Больше всего меня «заворожила» музыка. Оркестр, хор, солист… меня пробирало до дрожи в коленях. Голоса и звуки музыкальных инструментов словно переносили меня в другой мир. Танцовщики отражали телесно идею данной оратории. Хотя, на мой взгляд, музыка выигрывала. Костюмы, декорации, реквизит, свет – все создавало какой-то особенный мрак. Но этот мрак был настолько гармоничен, что хотелось смотреть на действо еще и еще”.
Екатерина Катышева, 3 курс ФСТ
“Огни Урала” – это размышление о промышленном становлении и росте, созданная при помощи современного искусства. Данный site-specific раскрывает изнутри людские ощущения при поднятии первых индустриальных производств на Урале. Огни представляют собой эмоции и взгляд в светлое будущее …
Главное, что привлекает внимание – это дизайн и атмосфера совместно с музыкально-звуковым сопровождением. Они дают первый толчок к пониманию происходящего. Благодаря совместной работе танцоров и оркестра удалось увидеть современно-театральное искусство в новом свете. Данная практика показывает, что когда работают заодно два композитора из разных стран, может выйти что-то невероятно захватывающее!”
Наталья Олейник, 1 курс ФСТ
“Как только заходишь в Центр культуры, уже погружаешься в обстановку и чувствуешь энергетику этого представления. Уже до спектакля, в разных местах на входе и в зрительском фойе происходят разные действия, которое хочется увидеть, понять. Выступление артистов было завораживающим, было интересно за ними наблюдать. Живой вокал, музыка, хореография – всё было одним целым. Одно действие перетекало в другое, и было невозможно предугадать, что будет дальше и чем закончится эта захватывающая история”.
Феридэ Митяева, 1 курс
Либретто оратории было создано в 1932 г. Николаем Харитоновым, поэтом, очеркистом, одним из организаторов развития литературного процесса на Урале, до 1935 г. – руководителем Свердловской организацией Союза писателей. Исполненный пафоса и энтузиазма текст прославлял процесс социалистической индустриализации и строительства уральских заводов-гигантов. После того, как автор был репрессирован и расстрелян в 1937 г. текст был забыт.
Найденному уже в наши дни в архивах тексту организаторы биеннале дали новую жизнь. Драматург Ирина Васьковская основательно переработала его в духе словесных экспериментов русских поэтов-футуристов, сделав акцент на фонетику, ритмику и метафоричность словесных конструкций. Герои оратории, где по образцу античной драмы протагонисту (рабочему Ливадных) вторит Хор, твердят слова и слоги – на русском, немецком и даже латыни – про вечный свет, электричество, руду, металл, «машину человеческую» и т.п. Захватывающую современными звучаниями и суровой экспрессией музыку создали два композитора – уралец Дмитрий Ремезов и швейцарец Карло Чичери. Впечатляющей музыкальной составляющей вторит механизированная пластика виртуозных танцовщиков «Провинциальных танцев». Постановку с участием знаменитого коллектива, а также Ансамбля современной музыки «InterText», солистов-вокалистов и драматических артистов осуществила продвинутая и открытая эксперименту команда, в составе которой – режиссер Андрей Смирнов (Москва), художники Елизавета Дзуцева (Москва) и Тая Сапурина (Екатеринбург), хореограф Татьяна Баганова, дирижер Антон Ледовский, которую объединила куратор Ольга Комлева-Коллонтай.
Жанр site-specific означает то, что перформанс возник в тесной связи из особенностей места представления и может исполняться только здесь. Брутальность здания ЦК ВИЗа в духе сталинского ампира; зал, украшенный тяжелыми люстрами и лепниной с советскими сюжетами (из него убраны ряды кресел, зрители рассажены вдоль стен, действо захватывает и зал, и сцену) действительно подчеркивает суть происходящего как грандиозной метафоры событий эпохи тоталитаризма.
Метафоры, авангардной по форме: людские тела движутся, словно винтики огромных машин. Людские голоса уподобляются вою сирен, шипению паровых машин, дроби многочисленных станков. Тяжелые камни, таинственно мерцающие светильники, трубы и бетономешалки составляют антураж действ. Костюмы хора напоминают то ли рабочие робы и каски, то ли скафандры пришельцев; шнуровки и туники танцовщиков отсылают к образам римских гладиаторов, великолепных воинов-рабов.
…И трагической по сути: авторы переосмыслили саму идею оратории 1932 года, увидев за исполненным пафоса и космических надежд дифирамбом историю миллионов жизней, брошенных в топку тоталитарной машины.
«Огни Урала» — созданы для биеннале и идут только во время биеннале. Премьера состоялась 14 сентября. Ораторию еще можно будет увидеть 18, 31 октября, 7,8 ноября. На площадке ЦК ВИЗа (пл. Субботников, 1), начало в 21.00. О том, как попасть на эти показы студентам, можно узнать у Н.В. Курюмовой, помощника ректора ГУ по PR.
Подробнее о проекте см. здесь:
http://uralbiennale.ru/places/performans-platform/oratoriya-ogni-urala-1
http://www.the-village.ru/village/weekend/art/282378-lights-of-biennale
Фотография для материала взята с сайта IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства (http://uralbiennale.ru). Автор – Алексей Патентный.