Анна Сергеевна Полякова – преподаватель года!

6 декабря 2017 года

Замдекана факультета современного танца Анна Сергеевна Полякова стала победителем в номинации «Преподаватель года»! Гордимся и от души поздравляем!

Ежегодно преподаватели Гуманитарного университета принимают участие в конкурсе на присуждение премии Губернатора Свердловской области педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования. И ежегодно кто-либо из участников получает престижную награду. В 2017 г. Гуманитарный университет представляла Полякова Анна Сергеевна – старший преподаватель кафедры танцевальных дисциплин, заместитель декана факультета современного танца. Несколько дней назад из резиденции Губернатора пришла новость: она стала победителем в номинации «Преподаватель года» по направлению «Гуманитарные науки». Гордимся и от души поздравляем Анну Сергеевну!

В связи с этим событием мы задали Анне Сергеевне несколько вопросов, касающихся ее работы на факультете.

– Анна Сергеевна, какая новость по поводу факультета современного танца Вас обрадовала бы больше всего?

– Наверно, не одна новость, а несколько. Из «насущного» – меня бы, конечно, окрылила новость о том, что мы успешно прошли аккредитацию. Ведь у нас – уникальный, трудолюбивый и очень творческий факультет в очень хорошем, честном, трудолюбивом университете.

Во-вторых, конечно, порадовала бы новость о том, что все студенты факультета отлично сдали зимнюю сессию…

В-третьих – моя мечта, в осуществлении которой я, по мере сил, участвую: чтобы на факультете, параллельно учебному процессу, шла постоянная лабораторная работа и существовало несколько танцевальных проектов, объединяющих наших студентов. Где бы ребята постоянно находились в творческом процессе, ставили, участвовали в постановках, выступали на разных площадках. У нас большой опыт в этом направлении, на базе факультета действует известная в России и за ее пределами танц-компания «Окоем»; мы стараемся привлечь к своей деятельности наших же выпускников – тех, которые зарекомендовали себя как интересные авторы. Например, только что прошел организуемый в нашем городе VIII-й Международный фестиваль современного танца «На грани», в котором факультет традиционно участвует. В этом году мы представили три работы, одну из них создали наши выпускники 2010 года, Анна Щеклеина и Александр Фролов (группа Zonk’а – уже дважды номинанты Национальной театральной премии «Золотая маска»), а две – наша выпускница-2015, а теперь и преподаватель – Анастасия Миронова (тоже лауреат нескольких конкурсов). И выступление это было отмечено экспертами фестиваля (это известные критики из Перми, Челябинска, Москвы) как очень удачное. Говорили о том, что наши студенты владеют разнообразными формами современного танца, на сцене выглядят убедительно, «заряжены» желанием представить все, чему их учат их педагоги – на сцене.

Ведь у наших студентов очень непростая жизнь – каждый день тяжелая физическая работа в танцклассе, а после – теоретические лекции и семинары. И нам очень важно, чтобы учеба для них не превращалась в рутину: мы стремимся к сильным, ярким эмоциям, новым идеям, установлению и активных и плодотворных связей, контактов в профессиональной среде. На это работает весь преподавательский состав, он у нас особенный, каждый преподаватель – яркая личность и практик в своем деле. Этому помогает и наша Школа молодого хореографа, и научная конференция, которая с каждым годом набирает обороты и где студенты выступают с научными тезисами, и встречи с самыми интересными хореографами, педагогами, исследователями, менеджерами российского и не только. В общем, чем интереснее и разнообразнее жизнь на факультете – тем лучше для всего факультета, это большая радость для меня лично!

– Вы преподаете народно-сценический танец. Чем Ваш предмет интересен студентам, ориентированным на танец современный?

–Точно могу сказать, что не «перетанцовыванием» великого наследия Игоря Моисеева, создавшего, собственно, эту форму танца. Во-первых, мы все равно никогда не сделаем так, как это должно быть. Во-вторых, в простом копировании для наших студентов нет смысла. Все-таки, народно-сценический танец, во всем его великолепии и мощи – в свое время возник как проект идеологический, воплотил дух и ценности определенного времени, сегодня этот проект морально устарел. Мне кажется, в нашем случае, необходимо преодолевать присущее ему тяготение к эффектному сценическому шоу и идеологию бесконечного энтузиазма. Нам интересна фольклорная танцевальная традиция как таковая (речь, причем, идет о разных национальных традициях) и рефлексия современного человека по ее поводу. Я стараюсь подтолкнуть студентов к поиску синтеза элементов, образов, энергий народного танца – с более близким им по духу, философии современным танцем. Это обогащает последний, уводит его от «зацикливания» на болезненном самокопании и индивидуализме, дает ему «новую кровь», силу, выразительность, связь с природой. Мы называем это «постфолк» (я и теоретически стараюсь осмыслить это явление); студенты делают постановки в данном направлении, иногда – очень любопытные, пишут курсовые работы.

– Не так давно по Вашей инициативе на факультете был восстановлен танц-спектакль «О-У-А!» Геннадия Михайловича Абрамова, известного отечественного хореографа, до определенного времени – художественного руководителя факультета. Что двигало Вами?

– Прежде всего, мне показалось очень важным, чтобы была память о Геннадии Михайловиче. Прошло несколько лет, как его нет с нами, и как-то, за повседневными заботами, забыли мы немножко о нем. И я подумала: как так, теперешние студенты почти ничего не знают о нем, человеке, оставившем заметный след и в российском современном танце и, конечно, в истории нашего факультета? И уже когда мы начали работу (в основном я привлекла наш второй курс) – вдруг поняла: так ведь вот он, постфолк, в его лучшем виде! Источником вдохновения для Геннадия Михайловича стали славянские фольклорные мифологические образы и самобытные тексты из сборника этнографа и фольклориста Ивана Сахарова «Сказания русского народа». Возможно, созданный им здесь телесный язык уже тоже не столь актуален, но он заряжен этой замечательной энергией народного пляса и обряда – в результате, процесс освоения и представления зрителю этого материала оказался не просто полезным, но и очень увлекательным для студентов.

– Где Вы, являясь, кроме всего прочего, мамой двух детей и женой, берете силы для выполнения такого большого количества обязанностей и инициатив?

– Знаете, поскольку родом я из небольшого городка, все мое детство прошло «на земле» (огород, картошка и т.д.): я привыкла к большим нагрузкам, не только умственным, но и физическим, с самого раннего возраста. Это основа, которая заряжает жизненной силой, оптимизмом, позволяет выстоять в трудные моменты жизни. Кроме того, мне посчастливилось работать в Гуманитарном университете, где между сотрудниками и преподавателями существует особая атмосферы солидарности и доверительности. То есть, конечно, у нас, как и везде, есть огромное количество проблем, которые необходимо решать, возникают трения, сложности. Но есть какая-то общая установка на преодоление этих проблем, на активную, созидательную деятельность – ради студентов и их будущего, ради трансляции и утверждения во внешнем мире гуманитарных ценностей, которыми живет наш вуз. Главное, что дает силы лично мне, ободряет, вдохновляет – это заинтересованный взгляд, живые глаза студентов, выпускников, с которыми мы стремимся не утрачивать дружеские и профессиональные связи, преподавателей – тех, с кем я каждый день работаю и общаюсь на любимом факультете. Когда те или иные идеи находят у них отклик, поддержку – это дает такую радость и силу, с которой можно горы своротить. Одна бы я ничего не смогла, что-то действительно стоящее получается совместно.

Справка:

Анна Сергеевна Полякова,

замдекана факультета современного танца Гуманитарного университета с 2004 г., старший преподаватель кафедры танцевальных дисциплин (народно-сценический танец).

Родилась в г. Реж. В 2002 окончила Пермский государственный институт культуры с отличием. Во время учебы в институте была участником фольклорного ансамбля «Весляна», с которым выступала в городах России и за рубежом, и на базе которого осуществила первые свои постановки, будучи автором и хореографии. Уже с первых своих работ стремилась соединить элементы танцевального фольклора и музыки с современной пластикой. В 2017 году окончила аспирантуру Гуманитарного университета по направлению «Культурология», в настоящий момент работает над диссертацией, посвященной танцу пост-фолк.

По инициативе А.С. Поляковой:

– на факультете создана научно-практическая лаборатория «Школа молодого хореографа», география участников которой на сегодняшний день, кроме Екатеринбурга и городов Свердловской области включает такие города как Омск, Тюмень, Чита, Санкт-Петербург;

– активизируется работа студенческой научно-проектной лаборатории «Междисциплинарные практики»;

– со студентами факультета регулярно встречаются известные отечественные деятели и исследователи современной культуры, арт-менеджеры в сфере исполнительских искусств;

– факультет является постоянным участником знаковых событий в сфере танца и искусства, проходящих в Екатеринбурге (Фестиваль современного танца «На грани»; Всероссийский фестиваль детско-юношеского хореографического творчества «Звездный дождь»; Междисциплинарные проекты «Ночь музеев», «Уральская ночь музыки», «Ночь искусств»; проектов Уральского филиала ГЦСИ-РосИЗО») и т.д.