Миф №1. Театр кукол только для детей
Безусловно, основа афиши театра сегодня – спектакли, адресованные и малышам от 2-х лет, и школьникам. Но и про взрослого зрителя театр никогда не забывает. Вот уже двадцать лет идет на сцене театра спектакль «Картинки с выставки» (реж. А.Борок, С.Плотов, художник А.Ефимов). Эта работа в 1997 году принесла коллективу «Золотую маску», которая стала первой в Свердловской области. Адресован взрослым и спектакль «Бобок» (реж. Григорий Лифанов), в основе этой истории рассказы Достоевского, а основное действие происходит на кладбище. В жанре dancemacabre решены «Ромео и Джульетта» (реж. Олег Жюгжда, художник Юлия Селаври). На Международный фестиваль театров кукол «Петрушка великий» опять же всегда приезжают спектакли с пометкой 16 или 18+. Язык театра кукол дает возможности рассказывать и о смерти, и о боли, и о жестокости, и, конечно же, о любви. А от взрослого зрителя нужна только смелость: разрушить шаблон в своей голове и перешагнуть театральный порог.
Миф №2. Театр кукол – это всегда перчатка на ширме
Конечно же, в европейской традиции, кукла-перчатка исторически очень распространена. Это одна из самых простых театральных кукол. Будущие артисты начинают освоение своей профессии именно с изготовления и освоения «перчатки». Но кукол, работающих в театре великое множество! Марионетки, тростевые, планшетные, ростовые, маски и тантамарески.
И никогда не нужно забывать, что настоящий кукольник способен оживить любой предмет, который моментально расскажет зрителю свою историю.
Миф №3. Артисты-кукольники – неудачники, которых не взяли в театрдраматический.
Далеко не каждый театральный вуз в стране имеет кафедру театра кукол. В Екатеринбургском государственном театральном институте в настоящий момент работают два мастера: з.р.к. РФ Холмогорова Надежда Гавриловна и з.а. РФ Гаранина Наталья Войттовна). Каждая ведет своих студентов, которые осваивают не только кукловождение, но и все то, что должен уметь артист драмы. И в этом смысле, кукольник более универсален. Безусловно, бывают случаи, когда абитуриент попадает в студенты-кукольники почти случайно, идет на компромисс, чтобы остаться в институте. Понять специфику работы с куклой можно только во время обучения, в процессе работы. Кукла, как музыкальный инструмент, который может работать, и быть максимально выразительным только в умелых, умных руках. Часто кукольникам нужно работать дуэтом: если кукла сложная, то случается, что голову ведёт один человек, а ноги другой. Зритель же должен воспринимать персонажа цельным, а для этого артистам нужно работать слаженно как в танце. Вопреки обывательскому мнению, с 70-х годов прошлого века кукольники частенько выходят из-за своей ширмы, работают что называется, в открытом приеме.
В настоящее время в Екатеринбургском театре работает 115 сотрудников. Из них 25 – актерский состав, пять актеров имеют почетное звание «Заслуженный артист РФ». В августе 2017 года директор театра Петр Степанович Стражников был удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РФ».
Миф №4. В театре кукол нет места серьёзным историям.
Искусство театра кукол имеет в своём арсенале целую палитру выразительных средств, позволяющих рассказывать самые разные истории. Безусловно, весёлый балагур Петрушка и его братья Гиньоль (во Франции), Панч (в Англии), Пульчинелла (в Италии) были призваны веселить публику. Но они же могли выступить с критикой человеческих пороков, например, и никогда не обходили разговоров о боли и смерти.
В Екатеринбургском театре кукол среди разнообразия репертуарных названий, пытливый зритель всегда найдёт «Пиноккио», «Серую шейку», «Ромео и Джульетту», «Картинки с выставки», «Бобок». В их основе литературная и музыкальная классика.
Миф №5. Театр кукол и ТЮЗ – одно и то же.
В сознании многих горожан два этих театра, действительно, частенько сливаются в один, в котором всегда идут спектакли для детей. Многим заядлым театралам известна ситуация, когда такси, вызванное к куклам, приезжает к ТЮЗу, и наоборот.
Отметим, что у этой смысловой путаницы есть своё историческое оправдание.
Официальной датой основания Екатеринбургского театра считается 6 ноября 1932. Именно тогда Постановлением Городского исполнительного комитета было положено начало самостоятельной деятельности Театра кукол в городе. Основанием для этого послужил успех спектакля «Стёпка-растрёпка», созданного группой энтузиастов-кукольников Свердловского ТЮЗа.Так что, ТЮЗ – был первым домом екатерибургских кукольников, которые с момента создания коллектива еще 32 года не имели своего здания. И только в 1964 году получили свой дом и адрес Мамина-Сибиряка, 143.