В детстве я какое-то время ходила на танцы, это не было серьезно, просто такая детская радость. Помню даже забавную историю про то, как мне очень хотелось танцевать партию волка в сказке «Волк и семеро козлят», которую на нас ставила руководитель коллектива. Я танцевала козлёнка, который встретил маму, у меня даже было соло. Но я очень хотела быть волком, просила, даже плакала, выучила всю его партию… Но мне не светило, потому что я была очень маленькая, мне так и сказали: “Как же ты можешь быть волком, если все козлята больше тебя?”. Потом этот коллектив распался, и я надолго перестала заниматься танцами.
После окончания школы я не знала куда поступать, чувствовала себя потерянной. Пошла учиться в Томский политехнический университет на социального работника. На втором курсе, когда мы поехали работать в детский лагерь, движение вернулось в мою жизнь. В этот лагерь приехала танцевальная команда и провела мастер-класс, и это меня зажгло. Появилось необъяснимое, но очень ясное чувство, что мне нужно найти женщину, которая руководила этой танцкомандой, и пойти к ней заниматься, что я и сделала. Занималась два года и решила, что хочу жить именно этим, поэтому параллельно с университетом поступила в Томский губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций. Сначала хотела пойти на отделение современного танца, но, в итоге, попала на народное отделение, о чём ничуть не жалею: у “народников” были прекрасные преподаватели, а группа “современников” разваливалась на ходу. С ребятами из колледжа мы постоянно искали возможность потанцевать, сделали небольшой ансамбль. Было всё – шоу-балет, эстрадные танцы, это были такие поиски, попытка найти себя в этой сфере. Мы танцевали всякие развлекательные танцы на корпоративах, но для души пробовали современный танец. Я постоянно ходила на разные танцевальные мастер-классы, неважно, что именно давали, просто шла и всё, например, на хип-хоп, на фламенко, потому что хотелось «наесться» танцем, танцевать что угодно – для своего развития. Мне очень посчастливилось в какой-то момент встретить Леонида Глухова, преподавателя джазового танца, который очень заразил своим подходом, пониманием того, что такое танец, ощущением профессионализма. Я чувствовала, что в работе с ним есть толк и поэтому тянулась к этому. Только тогда я начала получать первые серьезные методичные представления о том, что такое современный танец; за пару месяцев занятий в небольшом ансамбле, который организовал Глухов, я почувствовала настоящий рост, почувствовала, что начинаю понимать, куда двигаться. К сожалению, потом Леонид уехал, но моя увлечённость современным танцем осталась, хотя до сих пор люблю и народный, считаю его очень искренним танцем.
Анастасия Миронова и Кирилл Зайцев в постановке “01”, хореограф – А. Миронова.
Когда-то, когда я еще очень мало знала о современном танце, не знала, кто такая Пина Бауш, когда была возможность сходить посмотреть танц-фильм про неё – не пошла, и ещё удивилась, почему люди на него устремились в ажиотаже. Мое отношение к танцу менялось, из просто энергии, которой нужен был выход в танце, не важно, в каком, это становилось серьёзным и осознанным увлечением. Я решила получать высшее танцевальное образование. Сначала собиралась пойти в магистратуру по современному танцу в Академию балета им. А.Я. Вагановой в Санкт-Петербурге. У меня было оконченное высшее, технически я могла поступить в магистратуру, но сейчас понимаю, что тогда не была к этому готова. Я уже начала готовить постановки к поступлению, съездила в Питер, зашла в учебную часть… Но в последний момент поняла, что всё как-то не так… Спросила совета у Леонида Глухова, и он вновь помог мне найти верный путь, посоветовав отправиться в Екатеринбург на факультет современного танца Гуманитарного университета. И вот тут я сразу поняла, что так и надо поступить, ведь именно в Екатеринбурге в своё время возник бурный поток современного танца, который не иссякает и сегодня.
На вступительном экзамене я танцевала джазовый номер, который мы поставили с нашим ансамблем в Томске: у нас там были золотые платья с пайетками, повязки на голову, сапожки… Всё это я привезла с собой и выступала. Короче, в прямом смысле слова, – блеснула перед комиссией!
Анастасия Миронова и Кирилл Зайцев в постановке “01”, хореограф – А. Миронова.
Когда я переехала в Екатеринбург и начала учиться, то поняла, что в этом городе существует огромное информационное пространство, которого ещё не было в моей жизни. Весь первый курс я ходила в Екатеринбургский театр оперы и балета, смотрела, в основном, балеты (три раза посмотрела «Баядерку»!), и несколько раз была на опере. В это же время проходила Уральская индустриальная биеннале современного искусства, и мне удалось посмотреть показанный в его рамках спектакль «Н2О», который исполняла балетная труппа Театра оперы и балета в помещениях завода «Уралтрансмаш». Посмотрела «Сказку» театра «Провинциальные танцы» в постановке Владимира Панкова по мотивам «Спящей красавицы». От этого спектакля я не могла «отойти» недели две: это была абсолютно новая форма для меня, новый танцевальный язык, необычная, ни на что не похожая художественная форма. Она меня обескуражила, но в этом я чувствовала какую-то очень сильную энергию, что-то важное, что-то, что меня изменило. Дальше уже я стала отсматривать все спектакли «Провинциалов». В целом, у меня появилось очень много вопросов о хореографии, о художественных решениях спектаклей, которые я задавала своим новым преподавателям из Гуманитарного университета. Нужно было многое понять, разобраться, это всё очень волновало.
Поступление на факультет современного танца Гуманитарного университета – большой важный этап моей жизни; здесь у меня поменялась система координат во всём. Здесь мне говорили про свободное движение, про осознанность, про то, как мыслить. Философия свободы, присущая современному танцу, очень захватывала. На факультете мне дали понимание того, что современный танец – это не просто набор каких-то движений и комбинаций, а принцип существования твоего тела. И даже больше: это современная философия существования человека в обществе, того, каким бы хотелось, чтобы он был. Моё сознание менялось. Постепенно всё, что я узнавала о танце, я начинала переносить и в жизнь. Всё стало меняться: моё мировоззрение, мои взгляды на отношения с людьми и другие важные вещи.
Могу сказать, что мне в жизни везёт с педагогами. И здесь, на факультете, именно преподаватели стали моим самым главным впечатлением и главными инициаторами положительных изменений, которые со мной произошли. Это люди, которые глубоко зрят в корень, в суть своей профессии, относятся к ней с большой честностью, преподают так, что всем этим ты от них заражаешься. Это я говорю и о педагогах-практиках – хореографах, танцовщиках, и о педагогах-теоретиках, рассказывавших нам об истории танца, о драматургии в танц-спектаклях и многом другом. Это была большая, важная, серьёзная школа.
Студенты ФСТ разных курсов в миниатюре «Запах полыни», хореограф – А. Миронова.
На выпуске я себя готовила к тому, что сейчас придется долго искать, тыкаться в любую танцевальную труппу со своими навыками, со своими идеями, куда возьмут. И очень вовремя сразу после получения диплома мне поступило предложение остаться на факультете уже в качестве педагога. Здесь сложился очень значимый для меня творческий тандем со студентом факультета Кириллом Зайцевым. Благодаря ему я смогла реализовать давно задуманный дуэт «Male/Female», затем еще один – «01». Работать с Кириллом очень удобно и интересно. Думаю, не открою тут какой-то страшной тайны, если скажу, что иногда работать со студентами бывает довольно трудно, потому что у них ещё нет нужной осознанности и из-за этого не возникает настоящей творческой атмосферы. Кирилл же реально вкладывается в свою работу и зажигает этим, я начинаю от него тоже получать какие-то задачи и выполнять их. Случается полное погружение в продуктивный процесс творчества, потому что есть высокая мотивация с обеих сторон. Мы очень большое удовольствие получали от самого процесса создания постановок, нам было очень важно докопаться, найти, понять, связать, почувствовать изнутри, как всё это работает. Вот эта настоящая кухня стала случаться, и сейчас я как будто начала дышать благодаря этому.
Анастасия Миронова и другие студенты факультета современного танца в постановке “Предчувствие”, хореографы – Анна Щеклеина, Александр Фролов.
А в первый раз для меня такое включение в работу случилось ещё во время учёбы – это была работа над постановкой «Предчувствие» вместе с Анной Щеклеиной и Александром Фроловым, тоже выпускниками факультета современного танца. Они безумно вдохновили всем: подходом, профессионализмом. Тогда с ними у меня в первый раз было ощущение удовольствия от постановочного процесса. Это были такие волнительные поиски, ребята очень интересные вещи предлагали, и я так всё это чувствовала, очень хотела сделать, вкладывала всю себя. Мне нравилось, как они работали с нами как с исполнителями, какие вещи давали, чтобы мы настроились, подводили нас к разным открытиям, и я очень старалась это впитать.
Ещё одним важным событием во время учёбы для меня стала постановка моей выпускной дипломной работы, спектакля «Сторона света». Мне хотелось сделать значимую работу, ни в коем случае не «отписаться». Очень много было сил положено, и не только моих – много людей в этой постановке было задействовано. И я очень рада, что она получилась не бабочкой-однодневкой: нам удалось показать его не только на отчётном концерте факультета, но и свозить на фестивали в Озёрск и Тюмень, а затем показать в Ельцин-центре в рамках вечера современной хореографии, организованного Анной Щеклеиной.
Здесь на факультете я смогла организовать свою танцевальную компанию – проект «CoDa». На самом деле, это было первое, что мне захотелось сделать, когда меня пригласили преподавать. Мне очень хотелось ставить, и в данном случае удалось совместить это с пользой для студентов факультета, потому что я ставлю на них, добавляю им сценической практики, делаю работы, которые можно где-то показывать. После «Стороны света» и двух дуэтов появилась ещё «Полынь». Я стараюсь брать разных ребят в постановки, чтобы вовлекать их в процесс.
Студенты разных курсов факультета современного танца в постановке “Сторона света”, хореограф – А. Миронова.
Подводя итог, могу сказать вот что: я хотела войти в современный танец, и факультет современного танца Гуманитарного университета дал мне возможность по-настоящему это сделать. Думаю, что, если бы я поехала в какое-то другое место, то, возможно, это было бы не так глубоко. А здесь мне дали увидеть данное направление таким, какое оно есть, со всеми особенностями, концептуальными моментами. Факультет показал мне реальный современный танец и позволил реально в этом быть. Для меня он также стал хорошей мощной базой знаний. Причём, пока ты учишься, то не сразу это замечаешь, а когда уже в жизни с чем-то сталкиваешься, то понимаешь – о, вот это я знаю, и это знаю, и здесь я в курсе дел. То есть, это актуальные знания, которые позволяют не теряться в любых ситуациях, быть в теме. Факультет подарил мне знакомства с очень хорошими людьми, а это было очень важно: когда я только переехала в Екатеринбург из Томска, меня очень волновало, удастся ли адаптироваться на новом месте. И факультет меня спас в этом плане, потому что сразу же вокруг были замечательные люди; люди, заинтересованные в тебе, очень по-человечески к тебе относящиеся. В Гуманитарном университете действительно есть какая-то своя атмосфера благодаря тому, что это не какой-то большой университет, где ходят потоки студентов, до которых никому нет дела. Здесь нет безразличного отношения, наоборот, в тебя очень адресно вкладываются. И это даёт плоды!
В конце концов, факультет современного танца дал мне работу! И я чувствую перспективы быть здесь, мне нравится работать со студентами, потому что я чувствую, что они меня понимают и у них есть много интересных идей, которые мы вместе можем реализовать. И у меня от этого появляется ощущение, что я могу быть полезной. Мы с ними «про одно».