В Президентском центре Б.Н. Ельцина 24 мая 2018 года состоялся круглый стол по вопросам развития гражданского образования, правового просвещения и образования в области прав человека.
Его организаторами выступили Уполномоченный по правам человека в Свердловской области, Межрегиональный гуманитарно-политологический центр “Стратегия”, Президентский центр Б.Н. Ельцина, Свердловское региональное отделение РАПН, Народный университет российского конституционализма, Ассоциация преподавателей права Свердловской области, Центр правового просвещения и прав человека Гуманитарного университета.
С докладом на круглом столе выступил руководитель рабочей группы Экспертного совета при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ, доктор политических наук, профессор НИУ-ВШЭ (Санкт-Петербург) А.Ю. Сунгуров.
В обсуждении ситуации с гражданским образованием и правозащитным просвещением, образованием в сфере прав человека в Свердловской области, в частности, и в России, в целом, приняли участие представители органов государственной власти, студенты и преподаватели уральских вузов, институтов гражданского общества.
Так, А.А. Богнер представил новый проект “Школа молодежной Конституции”, который он с командой единомышленников начал реализовать в 2018 году в Президентском центре Б.Н. Ельцина. Проект создан для просвещения старшеклассников. Среди ведущих экспертов проекта – Уполномоченный по правам человека в Свердловской области. Одной из тем занятий проекта, которые состоялись весной 2018 года, стала защита трудовых прав, актуальная и востребованная для всех социальных и возрастных групп населения.
С.И. Глушкова, зав. кафедрой прав человека, директор Центра правового просвещения и прав человека Гуманитарного университета, председатель Свердловского РО РАПН выступила с докладом “Развитие правового просвещения, гражданского образования и образования в сфере прав человека: опыт Свердловской области”. Она рассказала об успешном развитии на общественных началах Областной программы правового просвещения, которую с 2005 года по настоящее время в регионе совместно реализуют Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзлякова, юридический факультет Гуманитарного университета (декан – д.ю.н., профессор А.П. Семитко, зам. декана – д.полит.н., профессор С.И. Глушкова), председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области, к.и.н., доцент УрФУ, советник министра образования Свердловской области И.С. Огоновская.
Среди направлений программы С.И. Глушкова отметила следующие:
- проведение обучающих Алексеевских юридических школ: Осенних и Весенних – для старшеклассников области, Летних — для учителей области;
- организация областных конкурсов по праву и правам человека для старшеклассников, учителей, студентов колледжей и вузов;
- проведение областных конференций по праву, правам человека для учителей, преподавателей уральских колледжей и вузов;
- организация просветительских семинаров и курсов повышения квалификации для учителей области;
- проведение Областной олимпиады по правам человека, председателем жюри которой ежегодно выступает Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т.Г. Мерзлякова;
- организация Правовых педагогических форумов;
- проведение просветительских семинаров и юридических Школ для студентов.
Новым направлением работы в 2018 году стала организация Молодежной гуманитарной школы по защите прав человека и общественных интересов, которая успешно состоялась с 24 по 26 мая 2018 года в Президентском центре Б.Н. Ельцина для бакалавров и магистров уральских вузов (в Школе приняли участие 42 студента из таких вузов, как УрФУ, УрГЭУ, УрИУ РАНХиГС при Президенте РФ, Гуманитарный университет).
Л.С. Лукашева, президент Уральской ассоциации беженцев обратила внимание участников круглого стола на большую работу членов Ассоциации по правовому просвещению различных социальных групп по вопросам гражданства, защиты прав человека, рассказала о сотрудничестве с Уполномоченным по правам человека в Свердловской области, органами государственной власти и институтами гражданского общества.
И.С. Огоновская, к.и.н., доцент СУНЦ УрФУ, председатель Ассоциации преподавателей права Свердловской области, советник министра образования Свердловской области выступила с сообщением об опыте работы Ассоциации, о подготовке третьего Правового педагогического форума (ноябрь — декабрь 2018 года), об активном педагогическом сообществе Свердловской области. Она также обратила внимание на необходимость четкого определения понятий гражданское образование, правозащитное и правовое просвещение и других, заявленных в докладе руководителя Экспертной группы, профессора А.Ю. Сунгурова.
А.А.Керимов, к. полит.н., доцент УрФУ, в своем выступлении сделал акцент на проблемах включения гражданского образования в имеющуюся систему среднего и высшего образования.
Среди участников круглого стола отметим активных представителей различных профессиональных сообществ, в частности:
- В.А. Маспанина (учитель истории и обществознания, г. Екатеринбург),
- В.В. Рудич (доцент УрГЮУ, адвокат),
- В.И. Попов (председатель ОНК Свердловской области),
- В.С. Олейник (председатель СРО ООД “Гражданское достоинство”),
- Л.А. Саланова (начальник канцелярии СРО ООО “Российский Красный Крест”),
- Л.В. Быкова (начальник отдела Управления ФССП по Свердловской области),
- М.В. Снегирева (доцент РГППУ),
- М.С. Шарова (учитель истории и обществознания, г. Реж),
- Н.К. Эйнгорн (профессор, УрФУ).
- Р.А. Файзрахманов (доцент УрГЮУ),
- К.А. Коренкина, председатель СНО юридического факультета Гуманитарного университета и другие.
По итогам круглого стола, состоявшегося в Президентском центре Б.Н. Ельцина в Екатеринбурге мнения участников, проблемы, рекомендации, предложения обобщила и представила модератор круглого стола, зав. кафедрой прав человека Гуманитарного университета, председатель СРО РАПН, профессор С.И. Глушкова.
Среди основных проблем в развитии гражданского образования, правозащитного просвещения и образования в области прав человека отмечены следующие:
- коммуникационная: информация об имеющемся опыте гражданского образования и правозащитного просвещения, как в регионах, так и в России в целом, пока не систематизирована, необходим мониторинг, анализ имеющегося опыта, обмен успешными практиками. Многие НКО, лидеры и участники отдельных инициативных групп и движений, представители академического и педагогического сообщества часто не владеют полной и достоверной информацией о том, что делают другие в этом же направлении. В связи с этим многие не имеют возможности поделиться успешными практиками, использовать уже наработанный опыт, и зачастую снова идут по известному пути, теряя время, которое можно было бы использовать для совершенствования методов, механизмов и поиска, разработки новых технологий;
- финансовая (отсутствие достаточной поддержки большого числа региональных просветительских проектов): эта проблема стала последнее время решаться за счет предоставления грантов Президента РФ многим НКО. Однако она остается все еще актуальной для организаций, не имеющих такой грантовой поддержки в целях развития гражданского образования и правозащитного просвещения;
- организационная: нет достаточно полного и эффективного взаимодействия, четкой координации деятельности организаций, которые занимаются гражданским образованием и правовым, правозащитным просвещением, образованием в области прав человека. Многие НКО, отдельные инициаторы, представители институтов гражданского общества (в том числе, академическое сообщество, педагогическое сообщество, другие профессиональные сообщества) часто работают разрозненно, параллельно, не всегда четко и эффективно взаимодействуют по развитию гражданского образования и правового, правозащитного просвещения, образования в области прав человека. Не все имеющиеся ресурсы и возможности пока используются, есть значительный неиспользованный потенциал;
- образовательная: дисциплины по праву и правам человека не изучаются во всех школах, колледжах, вузах России. В разных регионах и городах, образовательных организациях ситуация в этой сфере зачастую сильно отличается. В результате некоторые школьники и студенты знают основы права и прав человека, уважения человеческого достоинства, другие не знают. Создается дисбаланс знания и незнания, коллизии и противоречия, непонимания в молодежной среде и обществе в целом. Дети, молодежь, взрослое население, люди третьего возраста обладают в итоге разным уровнем правовой и гражданской культуры, иногда и вовсе не владеют таковой культурой и не считают это проблемой.
Предложения участников круглого стола по развитию гражданского образования, правозащитного просвещения и образования в области прав человека в России:
1) Разработать Национальную программу (затем региональные программы) гражданского образования, правозащитного просвещения и образования в области прав человека в России. Первым этапом на пути разработки такой программы может быть подготовка Концепции гражданского образования, правозащитного просвещения и образования в области прав человека в России,
2) Развивать гражданское образование, правовое и правозащитное просвещение, образование в области прав человека — для всех социальных, возрастных групп и профессиональных сообществ: создавать новые информационные ресурсы, порталы, платформы, мобильные приложения, и использовать имеющиеся информационные ресурсы, разрабатывать и издавать новые учебники, учебные пособия по правам человека, гражданскому образованию, а также практикумы, словари, хрестоматии, курсы лекций, проводить обучающие семинары, Школы, курсы повышения квалификации,
3) Создавать и развивать открытые правовые университеты, и/или открытые гражданские университеты, и/или университеты правовых знаний при областных/краевых библиотеках, крупных культурных и образовательных центрах,
4) Предусмотреть обязательное изучение прав человека (вопросов теории, истории, практики, институтов и механизмов защиты прав человека) во всех школах, колледжах, университетах как самостоятельного учебного курса. Пока это не предусмотрено, важно включить темы, проблематику прав человека в программы таких дисциплин, как “Право” и “Обществознание” (в школах и колледжах), в программу дисциплины “Правоведение” (прежде всего, на неюридических факультетах вузов),
5) Провести мониторинг ситуации с развитием гражданского образования, правового и правозащитного просвещения, образования в области прав человека в России, с целью выявления и продвижения имеющихся успешных практик, многолетнего опыта в этой сфере, поддержки и развития региональных инициатив, проведения семинаров по обмену опытом, курсов повышения квалификации.
Ссылка на материал на Официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Свердловской области.