«Когда начал работать, с удивлением обнаружил, что знания, заложенные преподавателями в ГУ, в нужный момент всплывают в голове и приходят на помощь»

14 июня 2018 года

Матвей Губенко, выпускник факультета компьютерных технологий ГУ, сделавший блестящую карьеру в области маркетинга, успевший поработать во множестве фирм, создать собственный бизнес и побыть преподавателем, а ныне занимающий пост коммерческого директора фирмы «АС – Консалтинг», рассказывает о том, как именно полученное образование пригодилось ему в профессии.

Я пошел учиться на факультет компьютерных технологий, так как у меня были определенные  романтические представления об этой специальности: я хотел быть программистом, потому что считал, что за ними будущее. Оказалось, что будущее, действительно, за программистами, но я – не программист, не технарь, а гуманитарий. Тем не менее, это образование помогло мне найти свою стезю в жизни. Которая, кстати, частично связана и с программированием: в бизнесе сегодня актуален процесс автоматизации, и мне он понятен, я могу грамотно поставить задачу программистам, правильно прописать все бизнес-процессы. На третьем курсе, когда я понял, что программистом не стану, сделал для себя четкий выбор: разделил предметы на те, которые мне очень нравились, те, к которым я относился ровно, и те, которые не нравились совсем: например, статистика, математический анализ… Поставил себе задачу получать по ним хотя бы тройку, особенно не напрягаться, просто не иметь «хвостов» после сессии. А вот все, что касалось маркетинга, – экономика, история экономики (кстати, очень полезный курс, к которому многие студенты зря относятся с пренебрежением), реклама, социология, – стало тем кругом предметов, который мне был интересен. Эти дисциплины я старательно изучал, писал по ним курсовые, читал много материалов вокруг, интересовался всевозможными ресурсами информации по данным темам.

Учиться на нашем факультете было очень круто. Сравнивая себя с выпускниками подобных специальностей других вузов, могу сказать, что моя база знаний, полученная в ГУ, несравнимо лучше и обширнее. Даже более общие предметы – социология, культурология и другие – полезны, потому что они дают тебе кругозор, позволяющий быть интересным человеком, интересным собеседником. В карьере и это важно. Жаль, что не все студенты сразу могут все это оценить. И еще, грустно, что я часто сталкивался со скепсисом, когда говорил, что учусь в частном вузе. Мне отвечали что-то типа «Фу, частный вуз, да там обучение «ни о чем», берут туда всех подряд…» и тому подобные вещи. На самом деле, все совсем не так.


Награждение во время работы в компании «Ариант»

Когда я преподавал здесь, у меня был, в основном, второй курс, бесшабашные ребята, которые еще находятся «в детстве»; они не готовы задавать вопросы, вникать… Но мы тоже такими были, это просто в силу возраста. Я уверен, что то, что я и другие преподаватели им рассказывали и рассказывают, все, чему их учат сейчас, обязательно в будущем в нужный момент всплывет в памяти. Когда я был студентом, то был шалопаем, даже, во многом, предводителем шалопаев! В любой «движухе» я был в числе организаторов: где-то прогулять, где-то совершить какую-то проделку… Но всегда знал, когда нужно остановиться. И еще было чувство, что, все-таки, чему-то же я должен научиться. Поэтому и сделал выбор в пользу определенных предметов, которые изучал достаточно плотно. Уже когда работал в различных фирмах, с удивлением обнаруживал, что знания, когда-то заложенные в мою голову преподавателями и казавшиеся в тот момент чем-то не важным, абстрактным, в нужный момент приходили мне на помощь.

В общественной студенческой жизни участвовал немного и, скорее, не по своей воле. Ко мне желание участвовать в подобном пришло только с годами, а когда был студентом – хотелось пойти в клуб, в кинотеатр, на какой-нибудь фестиваль… Могу сказать, что сейчас мне студенческие мероприятия интереснее, чем раньше.

На третьем курсе я пошел на практику в консалтинг. Очень осознанно подходил к этому вопросу, понимал, что маркетинг мне нравится, что это мое, что это круто, интересно и за этим будущее, поэтому пошел именно в такую фирму, в которой консалтинг был в сфере маркетинга. Я очень хорошо там «натаскался»; так и началась моя карьера. Потом жизнь немного «помотала», были обстоятельства, от меня независящие, из-за которых пришлось бросить работу и переехать, но я все равно к этому вскоре вернулся.


Командировка в Астану по заданию компании «Агора» (2015 г.)

У меня сильная склонность к аналитике: я могу проанализировать любую ситуацию и оптимизировать процессы. Последние несколько лет я посвятил именно оптимизации различных бизнес-процессов. В «АС-Консалтинг» мне удалось так отладить процесс работы с клиентами, исполнителями, юристами, что практически 99,9 % клиентов готовы порекомендовать нашу компанию знакомым. А еще у нас больше нет конфликтов с клиентами, которые раньше происходили часто, потому что все делается вовремя и все довольны. Так что я понял, для чего нам так долго – около четырех семестров – преподавали в ГУ настройку бизнес-процессов, это оказалось очень актуально и полезно! Все потому, что в нашем отечественном бизнесе, честно говоря, творится настоящий хаос. И в рознице, и в малом бизнесе… Так что умение навести порядок в этом хаосе и создать рабочую систему, которая будет действовать независимо от смены сотрудников,  присутствия или отсутствия руководства, – очень ценно. Это то, что я люблю делать, этим и занимаюсь. Вообще, кстати, не стоит заниматься тем, что не любишь. Я сам пробовал – все равно не получилось. Невозможно хорошо делать то, чего терпеть не можешь делать.

Еще люблю все улучшать, это такая моя фишка! Поэтому в «АС-Консалтинге» мы улучшили уже все, что только можно было. Обновили сайты, сделали их более человечными, удобными для пользователей, ввели бонусные системы, поменяли логику в телефонии – берем обратную связь от клиентов. Еще я думаю, что не очень удобно зависеть от человеческого фактора, поэтому мы готовим робота-обзвонщика, который будет осуществлять эту обратную связь, собирать отзывы о нашей работе, анализировать полученную информацию и как-то ее формализовать. Анализировать, исправлять, улучшать – вот так в три слова могу сформулировать свою деятельность.

 
Выставка компании «Ариант» (2014 г.)

Была такая ситуация в моей жизни: я уволился с предыдущего места работы и получил неплохой «золотой парашют», а следующее место работы искать не торопился. Хотел «перезагрузиться», устроить себе отдых на несколько месяцев после интенсивного рабочего ритма, раз была такая возможность. Однако уже через месяц стало скучно, и я решил выполнить разовое задание удаленно. И, сразу после того, как я его выполнил, меня пригласили на работу в эту фирму! Почему? Это был собственник, который задумал реализовать некий проект. За три недели я этот проект проанализировал и пришел к выводу, что он убыточный по своей сути, то есть, как ни старайся, невозможно вывести его в плюс. Собственник не хотел закрывать проект, он был ему интересен, но я не стал поддерживать его веру в лучшее, сказал прямо, что проект лучше закрыть. Он мне не поверил, отдал на просчет финансистам, – и их прогноз совпал с моим. Тогда тот человек проект закрыл, а меня взял на работу, хотя раньше им в эту фирму не требовался человек на такую должность, вернее, требовался он (то есть, я) им очень сильно, но они этого не понимали. Они не видели огромный вал проблем – внутренних, организационных, структурных, который у них уже накопился. Когда я навел во всем этом порядок, и люди стали работать во много раз эффективнее, – в среднем, в три-три с половиной раза, то, конечно, все были счастливы. Мне сейчас говорят, что это было круто, а я думаю, что это было круто еще и с той точки зрения, что я даже не собирался искать работу, а планировал несколько месяцев развлекаться и отдыхать!


Корпоративный праздник в «АС-Консалтинг»

То, что мне хотелось бы посоветовать в первую очередь молодым специалистам, – это быть честными. Перед собой, перед коллегами, перед клиентами, перед всеми, кто участвует в рабочем процессе. И еще – всегда стараться превзойти и других, и самого себя: все делать лучше, чем раньше.

Да, бизнес в России по большей части в хаосе, эта сфера у нас не самая сильная. Но, благодаря этому же фактору, заниматься бизнесом в России очень перспективно, потому что существует много незанятых ниш, неразработанных областей деятельности. Однозначно, на первом месте по востребованности и перспективам – сфера информационных технологий, здесь людей не хватает, спрос большой. Эта сфера будет развиваться, улучшаться, технологии не стоят на месте, поэтому уже в ближайшее время здесь все будет гораздо интереснее и мощнее, чем сейчас. Думаю, что экономисты, финансисты никуда не денутся. Бухгалтеры, казалось бы, должны исчезнуть, их работу стараются автоматизировать, заменить их всевозможными программами. Но наши законодатели постоянно делают все, чтобы бухгалтерское дело стало максимально сложным и запутанным, так что без человека в нем все равно не обойтись. Пожалуй, вот эти сферы, из тех, которые мне понятны и известны, я могу назвать перспективными. Всевозможный микробизнес – например, маленькие магазинчики, где продается кофе с собой, – тоже будет хорошо развиваться благодаря своему небольшому масштабу: гиганты бизнеса не спешат в эти сферы и не создают там конкуренции, в которой было бы невозможно выжить. Так что малый бизнес неплохо может жить в такой форме.