Человек во власти медиа или медиа во власти человека?

15 апреля 2019 года

В рамках XXI Российской научно-практической конференции ГУ свою работу провела секция журналистики и рекламы и связей с общественностью «Человек во власти медиа: выбор эффективных стратегий онлайновой и офлайновой коммуникации».

Секцией руководили доктор культурологии Алла Владимировна Дроздова и кандидат философских наук Светлана Дашиевна Балмаева, больше известная студентам Гуманитарного как декан факультета журналистики и медиакоммуникаций ГУ. На конференции присутствовало множество известных журналистов и медиа-персон: директор департамента «Факультета журналистики» УрФУ Борис Николаевич Лозовский; уральский гусар, автор «Вальса Наталье Поклонской» и полит-консультант Ярослав Ширшиков; заместитель руководителя Департамента по маркетингу и продажам ТУ УГМК, эксперт по связям с общественностью Виктор Белимов и многие другие. Такое обилие профессионалов на квадратный метр поначалу могло смутить студентов, но легкая неформальная обстановка позволила расслабиться, а жаркие споры дали разгуляться драйву.

Первым в качестве лектора на сцену вышел Ринат Низамов, редакционный директор крупной федеральной сети городских интернет-порталов (холдинг «Hearst Shkulev Mediа», куда входит портал E1.RU). Ринат уже неоднократно встречался со студентами Гуманитарного и на этой встрече продолжил держать марку – сообщил много актуальной и новой информации.

В XXI веке число контента, которое создается в мире, возросло во много раз

Пришел интернет, айфон, мессенджеры – бум! Каждый из нас что-то создает, пишет. В этом и суть – медиа в современном мире оказались чужими на этом празднике жизни. До этого только СМИ разрабатывали контент, а сейчас каждый молодой человек может создать его в любом из мессенджеров. Раньше на E1 делали все что угодно: можно было посмотреть погоду, купить машину, продать квартиру, найти жену или друга для кошки – сейчас же все это заменили социальные сети. И что делать в этой ситуации журналистам? Главное, не опускать руки!

Нужно работать для всех платформ

Молодежи интересно все – нужно только найти подход к ней. Мы, например, запускаем прямые эфиры в Инстаграме. И не стоит забывать, что нужно придерживаться тех фундаментальных принципов журналистики, на которые традиционные современные медиа, кажется, забили.

Дайте высказаться всем

В редакции нужно давать максимум свободы. Нужно воспитывать дух объективности и дух уважения к каждой позиции. Журналисты должны быть свободными. Если в редакции затыкать им рот, они пойдут и создадут Телеграмм или Инстаграм, где будут прекрасно себя там чувствовать. А традиционные СМИ будут и дальше страдать в битве за молодые кадры.

Ничего не бойтесь! Делайте правое дело!

Будьте интересными для ваших читателей! Слышьте их проблемы и боль. Старайтесь слышать меньшинства – надо быть толерантным и уважать свободу каждого! Если журналисты не будут воспитывать свободу, доказывая, что мы – свободная страна и свободные люди, то каждый станет меньшинством и будет страдать.

Вторым выступил Кирилл Мартынов, редактор отдела политики в «Новой газете». Он поделился своим опытом работы в газете и рассказал, как видит будущее социальных институтов России.

Никто не верит, что завтра будет лучше

В 90-е и нулевые была идея: завтра всегда будет лучше, чем вчера. Сейчас же никто не верит, что завтра будет лучше – мне кажется, это самое страшное, что случилось на наших глазах. И когда это закончится – неизвестно. С каждым годом становится хуже: меньше проектов, меньше профессионалов, меньше работы, меньше надежды. Немного страшно взрослеть в этой ситуации. У меня не очень хорошие предчувствия насчет того, что будет в ближайшие годы с нашими социальными институтами и, к сожалению, с нашей страной в целом. Возможно, что-то произойдет, и этот тренд будет переломлен.

Краудфандинг – новая версия подписки

Нам, как и многим другим, перерезали нормальные каналы финансирования – это бизнес, который по тем или иным причинам заинтересован поддерживать прессу. Но обстоятельства в стране такие, что к вам придут и вежливо объяснят, что так делать нельзя. Так было и раньше, но сейчас ситуация усугубляется. Поэтому я в полном восторге от всей этой истории с краудфандингом! Когда нам пытались перекрыть кислород, они забыли, что есть еще физические лица, у которых есть свои желания, амбиции, возможности. Невозможно запретить потратить 100 рублей бюджетнику на газету – нет такого закона. Мы хакнули всю эту систему. Краудфандинг покрывает примерно 30-40% всех наших расходов!

Конференцию в качестве докладчика также посетила Алена Лебедева, прошлогодняя выпускница ГУ, ныне digital-продюсер на телеканале АТН.

Медиа сегодня – это сервис

Как контент доставить до потребителя? Нужно удовлетворять запросы аудитории, стать сервисом, как, например, Яндекс-такси. И в этом случае сервис – это механизмы, которые продляют контакт пользователя с вашим ресурсом, медиа. Такими, на мой взгляд, являются Arzamas, из местных – 66.ру и It’s my city. Убрав все сервисы и возможности развлечения из этих СМИ, мы получим неконкурентоспособную платформу, которая просто выдает информацию, которая есть везде.

Сейчас очень плохо с экологией интернета

Одна из наших больных тем – это персонализированный контент. Каждую секунду пользователи генерируют десятки гигабайтов контента, которые мертвым грузом оседают в интернете и развлекают скучающих журналистов. Люди ждут нового, что принесет им новые эмоции. Подобная связка есть у всех платформ. Например, «Я пойду на Ютуб, чтобы посмотреть новое шоу Дудя». У вас есть определенный запрос, и сама площадка его формирует. Телеграмм – самый крутой пример.

Почему Телеграмм-каналы стали такими популярными?

Подумайте, зачем вы заходите в Телеграмм? У вас на подкорке сидит мнение: «Телеграмм – платформа незаконная в России, значит, там есть инсайды. Я пойду туда, чтобы получить классную инсайдерскую информацию, которой обладают только пользователи Телеграмма». Вот этим то он и зацепил.

Люди ждут, что их заметят

Что еще ждет пользователь, помимо удовлетворения своих запросов от взаимодействия с этими сервисами? Когда вы заходите на какой-то ресурс, медиа, вы ждете отклика и взаимодействия. Он ждет, что его заметят, лайкнут, ему напишут: «Спасибо», возьмут его сториз, видео – любой пользовательский контент и поместят в это самое медиа. Лояльность от такого осмысленного контакта повышается в разы.

Посмотреть полную запись работы секции с выступлениями всех спикеров можно в социальных сетях факультета.

Текст: Валерия Нагибина, факультет журналистики и медиакоммуникаций