Часто случается, что новые оперы исчезают со сцены после первой постановки. «Три сестры» Петера Этвёша — одного из важнейших современных европейских композиторов — изменили взгляд на современную оперу как на одноразовый театр. В Кембриджском путеводителе по опере ХХ века музыковед Мэрвин Кук назвал «Трёх сестёр» последней значительной оперой прошлого столетия. С 1998 года она выдержала два десятка постановок — и теперь приходит на российскую сцену.
Либретто «Трех сестер» написано на русском языке, и, в отличие от чеховской драмы, действие в нем развивается нелинейно, делясь не на акты, а на «последовательности» — в каждой из них история рассказана с точки зрения одного из персонажей, Ирины, Маши и Андрея. В опере нет хора, но заняты два оркестра (в яме и в глубине сцены) и 13 солистов-мужчин: партии сестер и Натальи написаны для контратеноров. Однако Этвёш также предусмотрел вариант для меццо-сопрано — именно эта редакция прозвучит в Урал Опере. Для постановки в театр впервые приглашен именитый нью-йоркский режиссер Кристофер Олден.
Накануне премьеры в театре и Ельцин Центре пройдут лекции и презентация книги. Вход на события в театре – по билетам на «Три сестры» в этот день, в Ельцин Центре – свободный.
Эту постановку Петера Этвёша специалисты называют «последней значительной оперой ХХ века», а слушатели — «лучшей современной оперой». В преддверии премьеры публикуем некоторые ответы на вопросы о том, как устроены опера Этвёша и будущий спектакль Урал Оперы.
Опера написана по пьесе Чехова?
Да. Это фантазия на чеховские темы, но не музыкальные иллюстрации к литературному произведению. С пьесой Антона Чехова опера Петера Этвёша соотносится так же, как «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского — с одноименными сочинениями Пушкина: повторяются имена героев, общие темы и некоторые сюжетные положения, но интонация и смысл разные.
В «Трех сестрах» Этвёша нет линейного бытового действия, и оно не столь важно — ведь и по поводу пьесы Чехова литературоведы и критики порой приходили к выводу, что в ней «важен не сюжет, а тон, то цельное впечатление, которое она производит».
Этвёш собирает либретто из текста Чехова, как мозаичное панно: он берет отдельные реплики, ремарки или слова (например, знаменитое «та-ра-ра-бумбия») и складывает их в новом порядке. Диалоги и сольные реплики образуют беспрерывный поток, создают ощущение ускользающей реальности; лишь иногда действие останавливается ради монологов Солёного, Андрея или Вершинина. Эффект такого построения чисто чеховский: герои возбуждены, они постоянно ожидают событий, которые так и не наступают; все бурно говорят, но никто никого не слышит.
Музыка служит для текста Чехова увеличительным стеклом. Якобы незначительные детали из ремарок, свист Маши или падение старинных часов, получают в опере символический смысл. Внезапные смены настроения, свойственные чеховским героям, еще более заострены: иногда музыка буквально взрывается на ровном месте. Так же заострены и характеры героев, некоторым из них приданы гротескные черты — например, Наташе, которая у Этвёша то перескакивает с фальцета на бас, то вовсе шипит «как змея». Смешное сталкивается с трагическим, посреди бытовой суеты герои переживают экзистенциальные прозрения.
Для чего композитор использует два оркестра?
Слово Петеру Этвёшу: «Два оркестра нужны мне для того, чтобы музыкальный материал камерного характера, звучащий из оркестровой ямы, с абсолютной точностью следовал за психологической стороной происходящего на сцене, тогда как большой оркестр дает драматическое наполнение. Последнее слегка напоминает музыку для фильмов: в кино большой объем звука тоже приходит из-за экрана».
Если быть точным, в опере заняты ансамбль (18 человек в оркестровой яме) и оркестр (50 музыкантов на сцене). Каждый из инструментов ансамбля закреплен за конкретным персонажем: флейта и альт-флейта характеризуют Ольгу, гобой и английский рожок — Ирину, фагот — Андрея, разновидности кларнетов — Машу и Кулыгина, сопрано-саксофон — Наташу, контрабас — Анфису, а многочисленные ударные — Солёного.
Состав ансамбля и оркестра вполне традиционен: струнные (хотя в «Трех сестрах» им достались сравнительно небольшие партии), деревянные и медные духовые, ударные. Последнюю группу дополняют многочисленные том-томы, тарелки, гонги, коровьи колокольчики, рейнмейкер — инструмент, имитирующий шум дождя, ванночка с битым фарфором, а также блоки пенопласта. В третьей секвенции в музыку введены звуки металлических ложек, которыми персонажи на сцене размешивают чай в фарфоровых кружках — это не импровизация, партии выписаны композитором в партитуре.
Кто ставит «Трех сестер» в Урал Опере?
Кристофер Олден, оперный режиссер из Нью-Йорка, имеющий репутацию одного из самых известных и востребованных оперных постановщиков. Его дебют состоялся в 1974 году; Олден ежегодно выпускает пять-шесть новых спектаклей. Не стоит путать его с Дэвидом Олденом — братом-близнецом Кристофера, также известным оперным режиссером.
В репертуар отечественных театров спектакль Олдена входил только однажды: «Сон в летнюю ночь» Бриттена был совместной постановкой Английской национальной оперы и МАМТ. Пригласить Олдена для первой в стране постановки «Трех сестер» Этвёша предложил главный дирижер Урал Оперы и музыкальный руководитель спектакля Оливер фон Дохнаньи: их предыдущей совместной работой была «Норма» Беллини в британском Лидсе.
Олден признается, что Чехова любит с детства, а «Трех сестер» видел в 17 лет в исполнении МХАТа: театр приезжал на гастроли в Нью-Йорк. Оперу Этвёша режиссер знает со времен первой постановки и считает ее гениальной. «Я не хочу быть тем американцем, который приехал и начал рассказывать, что такое Россия. Не хочу высказывать свое мнение о том, что в истории страны было важно, а что — нет. Но у меня есть ощущение разных периодов, через которые Россия прошла».
Вспоминая свою работу ассистентом знаменитого режиссера Жан-Пьера Поннеля, Олден признавался: «У него я научился тому, как освободить оперу от реализма и натурализма, как превратить ее в сон». Екатеринбургские «Три сестры» вернее всего обозначить именно как спектакль-сновидение.
Для студентов Гуманитарного университета действует специальная цена на премьерные дни 17 и 18 мая – всего 200 рублей! Кроме того, ждём всех желающих 14 и 15 мая на лекциях в рамках образовательной программы о творчестве П.Этвеша в Ельцин Центре.
Более подробная информация по ссылке.