Лев Абрамович Закс дал большое интервью официальному порталу Управления культуры Администрации Екатеринбурга. Это первый выпуск из целого цикла бесед о культуре. Даём для затравочки небольшой отрывок и ссылку на полный материал.
«Культура решает проблемы и сама же их создает – так движется история человечества»
Интервью с ректором Гуманитарного университета. Беседа первая
Мы часто видим Льва Абрамовича Закса в театре, на концертах, в том числе, творческих экспериментах и современных постановках – и равняемся на его уровень жизненной потребности быть напитанным художественными впечатлениями. Его научные интересы – проблемы эстетики и философии культуры. Мы публикуем интересный разговор с Львом Абрамовичем в виде цикла бесед о культуре. Когда, как не сейчас, говорить о том, что такое культура для человека, поддерживает ли она его в сложные времена и где человечество всегда находит выход в сложной ситуации.
– Значение слова «культура» становится все шире и шире, как оно определяется сейчас и что тогда не-культура?
– Вот уже сто лет, а то и больше, как понятие культура стало одним из ведущих понятий мышления современного человека, способом его видения, его объяснения, что происходит с ним, описания того мира, где он живет. В то же время сегодня слово «культура» часто употребляется в двух значениях, которые не совсем соответствуют его современному научному пониманию.
Первое значение – оценочное: субъективное представление о культуре, как о чем-то только хорошем, о высшем, лучшем, правильном, соответствующем принятым нормам. Когда обыватели говорят «культурный», они хотят этим похвалить, а словом «некультурный» они хотят осудить за несоответствие своим представлениям. Такое понимание имеет право на существование в определенных пределах, но оно не более содержательно и научно, чем слова «плохой» и «хороший». Это как дети говорят «Ты хороший» или «Ты плохой»: за такими оценками чаще всего стоит эмоциональное отношение (одобрение/неодобрение) и оно не всегда адекватно реальности.
Если ребенку медсестра ставит укол, то он говорит ей: «Ты плохая тетя», потому что ему больно. Иногда люди говорят «Это некультурно» в подобном же случае, когда им что-то не нравится, а часто просто непривычно и вызывает осуждение.
Не-культурой обыватель обычно называет то, что не узаконено правилами с его, обывательской, точки зрения, в его среде. Это абсолютно оценочный субъективный взгляд на вещи, за которым стоят определенные привычки, определенные навыки, определенная инерция и стереотипы восприятия.
Для кого-то есть свинину – это культура, отказываться от нее – некультура. Но есть также люди, для которых есть свинину – это некультура.
Когда мы говорим о культуре, то мы не свободны от включенности в определенную культуру. Мы вроде стараемся говорить о культуре вообще, но сами мы – дети определенной культуры. И мы смотрим на вопрос о культуре вообще глазами своей культуры. От такого оценочного употребления слов «культура»/«некультура» надо уходить.
Второе значение – это представление о культуре, которое воплощается в таких словах и словосочетаниях, как «управление культуры», «министерство культуры», то есть культура как ведомство. От этого значения я как культуролог хотел бы отказаться, но это сложно, потому что оно распространено и закреплено институционально. Для любого культуролога очевидно, что министерство культуры на самом деле не занимается всей культурой, но есть ведомственная закрепленность узкого понимания культуры, которая, по сути, совпадает с очень конкретной частью культуры – искусством, более точно – художественной культурой.
Продолжение читайте на портале Культура.Екатеринбуг.рф