5 ошибок публичных выступлений студентов

6 августа 2020 года

Не каждый студент может с первого раза прочесть доклад на высший балл. Наши студенты сделали полезную инфографику о том, какие ошибки чаще всего допускают во время публичных выступлений. Разбираемся, как их избежать

Не каждый студент может с первого раза прочесть доклад на высший балл. Наши студенты сделали полезную инфографику о том, какие ошибки чаще всего допускают во время публичных выступлений. Разбираемся, как их избежать вместе с кандидатом филологических наук И.Л. Чижовой. Хотите – читайте текст, хотите – смотрите инфографику. 

– Чтение по листу – это, наверное, главная ошибка моих студентов. Они распечатывают себе доклад на листе и держат так, что закрывают от аудитории половину лица. Говорят тихо и невыразительно. Слушать становится неинтересно.

+ На выступлении лучше забыть про лист с текстом и рассказывать так, как запомнилось. Даже если будут какие-то неточности, хотя бы речь оживится. Но для того, чтобы так рассказывать, нужно хорошо подготовиться.

– Часто студенты начинают активно жестикулировать или закрываться за своеобразными «предметами-спасателями». Это два противоположных случая. Чрезмерная жестикуляция появляется, когда студенты не могут подобрать слово и «помогают» себе руками. А «предметы-спасатели» – это лист с текстом, ручка, указка и т.д. Это всё, что студент держит в руках во время выступления. Эти предметы придают ему уверенности. Но: они, как правило, превращают студента в статую.

+ Против излишней жестикуляции помогает репетиция перед зеркалом. А «предметов-спасателей» в идеале вообще быть не должно. Если необходим листок с текстом (какие-то данные или цитаты), то пусть он лежит на столе.

– Другие страшные ошибки – это речь без пауз и «закрытый рот». Когда студент тараторит, аудитория слышит только «бла-бла-бла» и не усваивает ничего.

+ Против этого поможет четкое паузирование, зафиксированное на листе с речью. «Закрытый рот» возникает гораздо чаще. Студент почти не открывает рот на гласных звуках. Особенно хорошо нужно артикулировать «а», «о», «и», «у» и говорить громче. Как правило, эта ошибка сочетается с чтением по листу и «предметами-спасателями».

Текст и инфографика – Наталия Кшецкая