“Три года назад я с ужасом думала: зачем я на это подписалась? Сейчас жутко благодарна…”

10 сентября 2020 года

Авторская колонка преподавателя ЖурМК и аспирантки 3 курса ГУ Елены Шлегель о мотивах поступления в аспирантуру и о всех сложностях, которые ждут молодых учёных.

«Молодой учёный» – это уж точно не про меня. Ну, во всяком случае, я искренне так думала 3 года назад, когда сразу двое безмерно уважаемых мною коллег (одна — декан факультета, на котором я преподаю, вторая — ни много ни мало проректор по научной работе) с разницей в один день сказали мне: «А давай-ка ты пойдёшь в аспирантуру, тебе самое то! Как раз набор на «Философию» идёт». Мне, серьёзно? Писать научные статьи, участвовать в научных диспутах… Да я до мозга костей практик, какое теоретическое познание? Я училась практическим вещам, я преподаю практические вещи.. больше «навыки», чем «знания». Пару недель я вежливо уходила от ответа, иногда ускользая в темноту коридора, если видела, что кто-то из этих двух замечательных дам идёт мне навстречу (сейчас жутко стыдно, но тогда срабатывало на уровне рефлекса — помните, когда в детстве разбил мамину вазу или пролил краску на ковёр и уходишь гулять до позднего вечера, лишь бы на глаза не попадаться? Вот примерно то же ощущение). Бегала я, бегала…и не убежала. Под «давлением общественности» пошла подавать документы, так же сдавала вступительные. Благо, голова на плечах есть, основы философии помню ещё с УрГУ, а не сдать иностранный язык для меня (при наличии немецких корней) — тот ещё позор.

На защите своего проекта на конкурсе “Новые голоса в науке”

Первый курс был страшным испытанием, я вообще не понимала, что тут делаю. Почему я трачу субботы на лекции? Я закончила вуз 10 лет назад, «алё, Лена, это в прошлом, что ты творишь?». Я читала философские тексты и не понимала их — оно и понятно, нет нормальной «базы». Я приходила на сессии с опущенными глазами, ибо своим же коллегам сдавать экзамены посредственно — стыдно, а сдавать на “отлично” не получается, не могу себя заставить полноценно готовиться, постоянно оправдывая своё нежелание цейтнотом и тем, что сама 3 дисциплины читаю и “лучше время на своих студентов потрачу”. Единственное, что вызывало интерес — это тема моей диссертации, мы с моим научным руководителем определили её как «Поколение Z» как социокультурный тип современного человека: философско-антропологический анализ». «Поколение Z» – по сути, это те же студенты, с которыми я работаю. Стало интереснее. Пошла читать литературу — интерес стал расти. Стала осознавать, что без понимания общей сути философской антропологии и культурологии эту тему не раскрыть. И когда эта мысль до меня дошла, то сразу большинство до этого непонятных, скучных и излишне теоретизированных текстов стали вполне логичными и адекватными для восприятия. Появился (кто бы мог подумать) научный интерес. Вот та лампочка, которая светит тебе на пути аспирантуры, этакая “рыба-удильщик” познания. Не корочка аспиранта, не горделивая приставка «кандидат философских наук», которой можешь похвастаться на встрече одноклассников, а настоящий, нормальный, жгущий тебя изнутри научный интерес. Сразу стали «писаться» научные статьи. Сразу стали по-другому восприниматься все предметы. Дошло, наконец, зачем мне все эти дисциплины по типу «Методов научных исследований» или «Информационных технологии в научных исследованиях». Перестала пропускать пары. Извинилась перед научным руководителем, которая терпела моё аморфное состояние и тусклые глаза целых два года. Стала использовать полученные знания в работе с представителями того самого Поколения Z. Понятия не имею, получается ли. Но студенты, вроде, с моих пар не сбегают и радостно здороваются в коридорах. Хотя, возможно, у меня просто отличные студенты.

Почему, собственно, я решила поделиться этим потоком сознания? Потому что осталось всего 5 дней до конца подачи документов в аспирантуру и сразу несколько человек стали меня спрашивать: «А сложно ли?», «А скучно ли?» и ещё десятки разных «А?». Так вот:

  • Если есть тема, которой вам интересно заниматься и которую хочется изучать — не сложно и не скучно. Все предметы полезны. И если вам кажется, что это не так — значит, до вас ещё «не дошло». Дойдёт попозже.
  • Если вы боитесь, что не сможете писать научные статьи, если вам кажется, что это не про вас — не боги горшки обжигают. Я на свою первую научную работу вообще смотреть не могу, искренне кажется, что какая-то софистика и, мягко говоря, чушь. А вот несколько последних с удовольствием перечитала и даже (для меня это серьёзно) скинула почитать родителям. В глазах, правда, читалось «лучше б ты борщ научилась нормально варить», но где-то рядом с этой мыслью светилась и гордость за дочь.
  • Если вы думаете, что у вас слишком много работы и вам будет некогда учиться — чушь. Среди моих однокурсников — профессиональный театральный критик, признанный искусствовед, несколько преподавателей разных вузов. У всех работы «завались». Но все находят время для дополнительной интеллектуальной пищи. В том числе, благодаря очень тёплому и понимающему отношению отдела аспирантуры.
  • Если вы думаете, что вам уже поздно учиться, вуз вы закончили давно — то спешу поделиться, что я на своём курсе самая младшая, а мне 32 года. Некорректно называть возраст моих однокурсниц, но, полагаю, там есть несколько «погодок» моей мамы. И это очень круто.
  • И последнее — берегите своего научного руководителя. Цените его, только он может вас направить на правильный путь, «зажечь» ваш взгляд и сделать так, что вы будете не «лямку тянуть», а бежать по своей научной дистанции все года обучения. Сомневаюсь, что я на своей “дорожке” буду первой, но что приду к финишу с чувством гордости и невероятной благодарностью в душе — это точно.

P.S. И поверьте, на вашем пути вам все в ГУ будут помогать: и отдел аспирантуры, и научный руководитель, и ваши однокурсники. Мне как-то раз в выходной позвонил ректор. Я думала — всё, сейчас будет срочная работа, морально приготовилась бежать домой и садиться за компьютер. Но в трубке услышала «Лена, я сейчас в «Пиотровском», тут лежит чудная книга для Вашей диссертации. Записывайте…».

P.P.S. Лев Абрамович, я её обязательно прочитаю, обещаю!