“Если бы не преподавательская деятельность, я бы стала космонавтом”

5 октября 2020 года

В преддверии Дня учителя мы поговорили с преподавателями Гуманитарного университета о том, как они выбрали свою профессию и что в ней самое приятное.

В преддверии Дня учителя мы поговорили с преподавателями Гуманитарного университета о том, как они выбрали свою профессию и что в ней самое приятное.

Елена Владимировна Андреева («История», «Педагогика», «Основы менеджмента», «Организационное поведение» и др.)

С профессией педагога я познакомилась ещё в детстве. Я из учительской семьи, поэтому с юных лет видела, что такое школа, уроки, доска, мел, общение с учениками.

Не могу с уверенностью сказать, что мечтала стать преподавателем

Мама меня всячески отговаривала от выбора этой профессии, когда встал вопрос о поступлении в вуз. Она прекрасно знала, какой это неимоверный труд, сколько энергии и сил часто уходит у учителя, чтобы донести ребятам простые человеческие истины (нравственные ценности), и не просто обучить, а способствовать развитию творческих, технических и спортивных способностей, формированию гармоничной личности ребенка.

Во время урока хотелось выдать детям очень много интересного исторического, но дополнительного материала, «охватить необъятное»

Я начала преподавать, когда ещё была студенткой 4 курса Педагогического университета. Во время урока хотелось выдать детям очень много интересного исторического, но дополнительного материала, «охватить необъятное». С течением времени стала понимать, что важно не только доступно объяснять материал, не только заинтересовывать ребят темой урока, но и создать «ситуацию успеха» для каждого ученика.

Важной частью в работе преподавателя является обратная связь от ребят

Здорово, когда после занятий они не только хорошо понимают материал, но и начинают правильно излагать свои мысли, четко и доказательно аргументировать свою точку зрения, а ещё становятся культурно развитыми людьми. Если бы не преподавательская деятельность, скорее всего я бы работала в сфере «человек-человек». Но я не жалею о своём выборе. Мне нравится, что я занимаюсь любимым делом!

Владислав Игоревич Бортников («Русский язык и культура речи», «Иностранный язык»)

Я шёл в профессию целенаправленно, только сначала не знал, буду ли школьным учителем или вузовским преподавателем

Ещё в школьные годы у меня получалось хорошо пересказывать материал одноклассникам (например, пропустившим уроки) и даже их бабушкам, звонившим мне по известному всей параллели домашнему телефону 246-06-25. В студенчестве уже на младших курсах меня просили заниматься с будущими “олимпийцами”. Логично, что уже к окончанию университета я стал твёрдо убеждён, что преподавание – моё будущее.

Получается, что я мечтал быть преподавателем. Хотя, скорее, понимал, что это моё предназначение. Поэтому не виртуально мечтал, а практически готовился: подсматривал у мэтров-филологов их приёмы и методики, запоминал для себя какие-то «ходы», а ещё способы выхода из тупиковых ситуаций.

Отношение к молодым учителям, конечно, совсем не способствует тому, чтобы они остались в школе

Мне довелось поработать школьным учителем, и первые трудности были связаны, видимо, с этим периодом. Всего одну четверть я вёл английский язык у младших классов в лицее, там всё проходило легко и приятно, а вот потом был год моего учительства в обычной средней школе – очень тяжёлый, хотя и многому меня научивший. Мой 6-й класс был совершенно неуправляемым, но что было самым трудным – директор нередко вставала на их сторону. Такое отношение к молодым учителям, конечно, совсем не способствует тому, чтобы они остались в школе. Не сложились отношения в этой школе и с коллективом (вероятно, из-за возраста). Так что трудно работать, когда отношения «не очень». Но опыт есть опыт, хороший он или не очень – должен быть, наверное, всякий.

Преподаватель вуза – это в то же время и учёный

Трудности сейчас, в период университетского преподавания, наверное, связаны с необходимостью соотносить научную и преподавательскую деятельность, потому что преподаватель вуза – это в то же время и учёный. Докторскую диссертацию-то при 50-часовой нагрузке в неделю никто не отменит! Но есть и приятные моменты – общение с теми, кого ты учишь. Подходят ко мне на улице уже совсем взрослые люди и говорят: «Ой, а Вы у нас вели. Я после Ваших карточек на всю жизнь запомнила, что правильно говорить знАмение и обетовАнный». Вот это приятно.

О своём выборе преподавания не жалею — это особенно ясно стало после моей неудачной игры в «Слабое звено». Общественность всколыхнулась! Мне написали люди, которых я учил очень давно, выразили сочувствие и даже обещали отомстить интернет-грязью тому, кто меня выгнал.

Если бы не преподавательская деятельность, то даже не знаю, в какую бы сферу я ушёл. Был бы «кабинетным» учёным в какой-нибудь лаборатории, наверное. Но в детстве я мечтал водить трамваи — мечтаю и сейчас, да только зрение плохое.

Юлия Владимировна Архипова («Русский язык и культура речи», «Основы репутационного менеджмента», «Академическое письмо», «Основы рекламы и PR»)

Мне понравилось быть «преподом»

На 4 курсе университета я попала на педагогическую практику в суворовское училище. И туда же вернулась после университета. Я могла бы остаться в университете и заняться научной работой или по примеру некоторых моих однокурсников уйти в копирайтеры. Но мне понравилось быть «преподом»: ни скуки, ни рутины, каждый день что-нибудь новое. Такой ежедневный «экшен».

Я не мечтала становиться преподавателем. Со всего курса (а нас было около ста человек) только одна девушка с самого момента поступления говорила о том, что будет работать в школе. Она реально хотела стать учительницей. Мы все поначалу смотрели на неё с жалостью. А после педпрактики стали смотреть с уважением.

Это был мой первый опыт антикризисной коммуникации

В начале преподавательской карьеры трудно было совмещать работу и написание диссертации. Приходилось отпрашиваться на занятия и экзамены для сдачи кандидатского минимума. Были реальные проблемы с начальством. Трудно было завоевывать авторитет опытных коллег и курсантов-подростков. Помню, как повела свой взвод в музей Мамина-Сибиряка. Вместо того чтобы слушать экскурсовода, несколько парней нашли люк в подвал и решили узнать, что там. Оказалось, музейное хранилище. Сработала сигнализация. Столько лет прошло, а я до сих пор слышу её вой. Это был мой первый опыт антикризисной коммуникации. На нас не стали составлять протокол, а просто выгнали из музея. Поэтому в следующий раз мы пошли в театр…

Когда спустя восемь лет я пришла работать в университет, сначала было трудно привыкнуть к свободе и делегированию. В армейской структуре ты каждый свой шаг согласуешь с руководством. А в высшей школе ты можешь придумать идею, докрутить её до уровня проекта, собрать под него единомышленников и реализовать.

Самое приятное в работе – это общение

Это то, что заставляет меня идти на работу к половине девятого, работать по воскресеньям, иногда совсем без выходных. Первое время работы в вузе мне больше всего нравилось преподавать заочникам. Потому что у них я училась жизненной мудрости и ведению диалога. Со временем я поняла, что это для меня идеальный формат преподавания и стала использовать его на всех формах обучения. Первокурсников сразу предупреждаю, что молча отсидеться на моих парах не получится.

Я не жалею о своём выборе. У меня интересная работа. Я её люблю. Некоторые из моих бывших однокурсников мне завидуют, потому что занимаются нелюбимым делом. Они искренне радуются пятнице как окончанию рабочей недели. А мне это непонятно и даже дико. Я верю в призвание. Преподавание – это моё.

Если бы не преподавательская деятельность, я бы стала космонавтом

Потому что я стрессоустойчивая! Шучу. Я хотела быть копирайтером, потому что филолог по образованию. И я стала копирайтером. Сейчас совмещаю преподавательскую и копирайтерскую деятельность. Такое совмещение очень помогает в обеих профессиях.

Виктория Рауфовна Хафизова («Социология журналистики»)

Все сошлось – социология и журналистика, я и преподавание

В профессию я пришла совсем недавно. Факультету журналистики и медиакоммуникаций нужен был преподаватель по дисциплине «Социология журналистики», а я как раз в тот момент обучалась в магистратуре по направлению «Социология» и писала диссертацию на тему профессиональных ценностей журналиста. Все сошлось – социология и журналистика, я и преподавание. Теперь я обучаюсь в аспирантуре и надеюсь получить степень кандидата социологических наук.

Не скажу, что мечтала стать преподавателем. Но, когда попробовала, поняла, что это моё

У всех начинающих преподавателей есть трудности с распределением времени, и у меня тоже такое было. Собираешь материал для лекции и думаешь, что не успеешь всё рассказать. А на паре начинаешь волноваться, торопиться, тараторить – и материал уже закончился, а времени до конца пары еще полно! Ещё был большой страх ошибиться, сказать что-то неправильно, это же такая серьёзная ответственность! Сегодня я более уверенно себя чувствую.

Самое приятное в преподавании – это работа со студентами

Ребята меня вдохновляют. Мне нравится делиться своими знаниями и опытом со студентами, и, наоборот, слушать их и узнавать, о чём они думают, что их волнует, интересует (ну, это уже заскоки социолога). После пар ощущаешь приятную опустошенность и в то же время заряжаешься идеями к следующей встрече.

Нет, я не жалею о своём выборе, ведь здесь не о чем жалеть!

Если бы не преподавательская деятельность, то я бы не отказалась от работы социологом, но всё равно совмещала бы с преподаванием.

Антон Николаевич Рундквист («Правоведение», «Теория государства и права», «Предпринимательское право»)

В 2014 году я окончил юридический факультет Гуманитарного университета, и из нашего деканата (юридического) сразу же поступило предложение занять должность преподавателя. А так как в период учёбы я уже приобрел некоторые преподавательские навыки, объясняя сокурсникам накануне экзаменов суть наиболее непонятных вопросов, то решение оказалось принять очень просто. Кроме того, мне ещё предложили поступить параллельно в магистратуру, да и расставаться с университетом совсем не хотелось. Поэтому всё как-то практически само сложилось.

Не могу сказать, будто бы мечтал с детства работать преподавателем. Скорее, это то, что я просто люблю и умею делать.

Так сильно я не уставал ни до, ни после

Самым тяжелым был мой первый же рабочий день, когда пришлось провести сразу четыре пары «Таможенного права» подряд у заочного отделения. Так сильно я не уставал ни до, ни после. А если серьёзно, то и раньше, и сейчас мне трудно ставить «неуды». Пытаюсь, будь такая возможность, избегать подобной крайней меры оценивания, но, к сожалению, студенты порой не оставляют мне выбора. В связи с чем обращаюсь ко всем учащимся: пожалуйста, готовьтесь как следует, чтобы лишний раз не расстраивать своих преподавателей, которым совершенно не хочется вас «заваливать»!

Вообще в работе преподавателя много хорошего

Например, мне в принципе нравится делиться собственными знаниями с другими. А иногда студенты рассказывают в ходе занятий о чем-то, чего сам я не знал. Но самое приятное – это когда задаешь вопрос по пройденному уже материалу, получаешь на него правильный ответ и осознаешь, что всё-таки тебя слушали на парах.

Если мне хочется написать художественную книгу, то я пишу художественную книгу

Ещё одна замечательная сторона преподавания заключается в том, что эта деятельность не особо препятствует прочим занятиям. То есть, как правило, я не поставлен в жесткие условия выбора: либо преподавание, либо нечто иное. Если мне, к примеру, хочется написать художественную книгу, то я пишу художественную книгу одновременно с преподаванием, и одно другому не мешает.

Я нисколько не жалею о сделанном выборе, ведь в любом случае я уже приобрел и продолжаю приобретать бесценный опыт.

Текст: Александра Игошева, факультет журналистики и медиакоммуникаций