Декан факультета журналистики и медиакоммуникаций Светлана Дашиевна Балмаева рассказала нам о начале своей карьеры, самом приятном воспоминании об учебе и о своем личном отношении к своим студентам.
В 1974 году я начала преподавать на истфаке МГУ историю философии
Я поступила на философский факультет, не зная, что основная дорога для меня потом — это преподавание. На 5 курсе, когда я проходила практику в МГТУ им. Н.Э. Баумана, меня направили к студентам технического направления. Мне было очень страшно. Я думала, что у меня не хватит материала. Но все ужасное, что я себе представляла, минуло меня. Лекции прошли замечательно, студентам было интересно слушать основы философии. Мне понравилось преподавать.
Однажды нам задали прочитать «Антихристианин» Ф. Ницше
Когда я училась, нам было велено прочитать «Антихристианин» Ф. Ницше. Я пришла в библиотеку Горького в МГУ и заказала в формуляре тексты Ницше. Книга была в красном шелке и с золотыми буквами, которыми было вытеснено слово «Антихрист» с «ятями». Когда я её открыла и начала читать, обнаружила там приписки карандашом на полях. Я стала их читать, и они все были с «ятями». То есть студент или преподаватель Московского университета комментировал Ницше ещё до революции. Я до сих пор помню то ощущение, будто бы я сидела в храме науки и перенимала традиции прошлого.
Меня никто не учил методике
Отправляясь на практику, я не знала очень простую вещь: то, что в голове у меня уже давно усвоилось, у других еще только зарождается. И легко передать главную квинтэссенцию материала на паре у меня не получится. Ведь мне нужно учитывать бэкграунд студентов, подводить их к главной мысли лекции простыми примерами. И самая моя главная задача на занятии – открыть глаза студентов так, чтобы они увидели мир по-другому. Чтобы они сами представили картину в полной мере. И в один момент я поняла, что моё нахождение на лекции — это огромное счастье.
Я очень благодарна одному немецкому мыслителю
На мои принципы очень сильно повлиял Иммануил Кант своей идеей, что мир — это «вещи в себе», то есть нелепо искать основания своей жизни во внешнем мире и эти основания твоей жизни присутствуют внутри дома, внутри тебя. Допустим, есть студенты, которые учатся плохо, и их часто за это стыдят. И я всегда представляла, что у этого человека своя жизненная дорога и он имеет право быть таким, каким он является и хочет быть. А мы с ним пересеклись на этой самой дороге.
Двоечники становились моими друзьями чаще, чем отличники
Когда я работала в Горном институте, у меня была работа со студентами факультета подземных разработок. То есть люди окончат вуз и пойдут работать в шахты. Там был дружный мужской коллектив, и затащить их в философию для меня было трудно. Студенты являются талантливыми существами, ведь они мгновенно считывают преподавателя, с чем ты пришел к ним, и если бы я позволила себе хоть одну секунду высокомерия, то всё бы пропало. Я поставила много двоек, и студенты приходили сдавать мой экзамен по два или даже три раза. И это сделало нас с ними лучшими друзьями.
Однажды я стояла на тротуаре и ловила такси. Подъезжает машина, водитель выходит и открывает мне дверь. Я с подозрением подхожу к машине, и водитель говорит мне: «Садитесь, Светлана Дашиевна!». Оказалось, что он мой студент из Горного института, который два раза сдавал историю философии.
Глаза студентов привлекают меня сильнее всего
Глаза… Прихожу я на семинар в ГУ и понимаю, что внимательные глаза всегда будут моей поддержкой. Я могу сразу увидеть, что человек думает. Разделяет ли студент мою мысль или же у него возникают сомнения? Мне очень хочется, чтобы студент не просто знал, что существовал некий Аристотель, а в трудную минуту вспоминал, что тому же Аристотелю тоже было нелегко. И наш студент сможет опереться на свою духовную территорию, чтобы решить свои проблемы.
Каждый человек в стенах нашего университета тянется к знаниям
Студенты ищут свою дорогу к тем истинам, которые может быть уже человечество и открыло, но они этого не знают. Однажды во мне всё как-то переменилось, и я перестала думать, что чтение лекций – моя работа. Я поняла, что моя работа является инструментом передачи ценностей тем людям, которые хотят их получить. Обыденная жизнь поглощает человека, не давая ему мечтать. И даже если я в течении лекции вырву своих студентов из их обычного мира, хоть на десять минут, это уже для меня счастье. Поэтому я в самом деле очень люблю свою работу и очень люблю своих студентов.
Текст: Святослав Захаров, факультет журналистики и медиакоммуникаций