“Это необходимая «опция» каждого преподавателя высшей школы: не сосредотачиваться лишь на практической составляющей, а исследовать, анализировать, писать”

3 марта 2022 года

Старший преподаватель факультета современного танца ГУ Анна Сергеевна Полякова успешно защитила кандидатскую диссертацию по теме «Народный танец в современной хореографической культуре: феномен постфолка». Анна Сергеевна поделилась с нами подробностями своего исследования.

Диссертация для Анны Сергеевны Поляковой стала итогом многолетней работы, которая началась еще в период обучения в аспирантуре университета.

Область моих научных интересов — народный танец и различные способы его трансляции в современной хореографической культуре. Это напрямую связано с профессиональной творческо-педагогической деятельностью, поскольку продолжительное время я преподаю дисциплины «Народно-сценический танец» на факультете современного танца. Научная деятельность стала важным этапом осмысления многих вопросов, что, так или иначе, волновали меня. Считаю, что это вполне необходимая «опция» каждого преподавателя высшей школы: не сосредотачиваться лишь на практической составляющей, а исследовать, анализировать, писать. Всегда говорю своим студентам: наука – это интересно!

Выбор темы диссертации вполне очевиден. Во-первых, я автор независимого творческо-образовательного проекта «Мастерская по народному танцу» — пространства для профессионального общения и взаимообмена творческими идеями всех тех, кто так или иначе заинтересован в трансляции и актуализации народного танца в современном мире.


Этот проект невероятно мотивирует меня на создание содержательного, разнопланового контента: вопросов происхождения народного танца, формирования различных его модификаций, методики преподавания народно-сценического, характерного танца, примеров обнаружения народного танца в кинематографе, живописи, особенностей музыкального сопровождения, выявления самобытных характеристик национальных костюмов и т.п.

Во-вторых, я длительное время преподаю дисциплину «Народно-сценический танец» на факультете современного танца. И во многом мне пришлось несколько адаптировать содержание этого предмета в соответствии со спецификой творческой деятельности студентов – областью современного танца (contemporary dance). В частности, не всегда студентам понятна «идеология», суть народно-сценического танца (и это вполне объяснимо).

Осознавая это, я много размышляла о том, как совместить необходимые знания и требования, что должны быть по завершению обучения в рамках данной дисциплины, и творческий неподдельный интерес студентов – будущих танцовщиков, авторов современного танца. Так, предлагая различные творческие задания студентам по различным приёмам и способам интеграции элементов народного танца в технику современного танца, наблюдая за их работой в танцевальном классе и исследуя эти взаимовлияния, выявляя подобные проявления в спектаклях современного танца уральских хореографов contemporary dance — я ощутила потребность в написании этой работы. Уже сейчас я вижу перспективы дальнейших исследований. И это невероятно вдохновляет!

Мое исследование посвящено изучению культурно-исторических трансформаций народного танца при его интеграции в профессиональную (сценическую) хореографическую культуру. Я рассматриваю данный процесс как этапы формирования того или иного танцевального направления, где в основе каждого лежит взаимодействие народного и сценического танца.

Новизной является выявление и обоснование современной формы инкорпорации народного танца в технику современного танца (contemporary dance), который я маркирую как «танец постфолк». Постфолк, возникший в отечественном современном танце в конце 1990-х гг. XX века, представлен разнообразными формами, где авторы вели творческие поиски в данном направлении практически интуитивно. Уже сейчас многие хореографы механически пытаются соединять языки народного и современного танцев, но данный подход приводит к банальному стилизаторству. Танец постфолк предполагает прием реконструкции особых состояний, энергий и атмосферы, где не всегда важна внешняя форма (то есть стилизация элементов). Это направление — специфическое течение в российском современном танце, и этим он может быть отличен от американских, европейских и восточных национальных школ. Посредством обращения к фольклору хореографы современного танца проявляют совершенно уникальный русский подход к освоению своей родной этнической традиции. Особенно ценно то, что именно уральские хореографы современного танца в своих творческих изысканиях тяготеют к подобному опыту, практикам и сосредоточены на поиске новых форм спектакля через обращение к архетипическим смыслам. Все эти процессы я и попыталась показать в своем исследовании.

Этот длинный, невероятно интересный путь не мог бы случиться без участия очень важных для меня людей.

На фото Анна Сергеевна Полякова с Людмилой Анатольевной Мясниковой

В первую очередь, это Наталия Валерьевна Курюмова – первый научный руководитель в аспирантуре, с которой мы придумали основную «концепцию» работы. После – не менее значительная и содержательная работа над исследованием под руководством Галины Андреевны Брандт. На протяжении всего периода подготовки текста диссертации бесценную поддержку я получала от Льва Абрамовича Закса. И, конечно же, удивительная работа с Людмилой Анатольевной Мясниковой, которая своей безусловной верой и колоссальным опытом довела меня до защиты. Всем этим талантливым людям я бесконечно благодарна! Они мои ориентиры и вдохновители!

Поздравляем и невероятно гордимся!