“Когда найдёшь себя – поймёшь, что это твоё”

15 июля 2022 года

Интервью со студентом факультета журналистики и медиакоммуникаций Вадимом Швецовым о том, как проходит в университете учёба, практика и каким журналистом нужно быть.

Публикуем интервью со студентом факультета журналистики и медиакоммуникаций Вадимом Швецовым о том, как проходит в университете учёба, практика и каким журналистом нужно быть.

Почему именно Гуманитарный университет, и почему журналистика?

Когда встал вопрос, куда подавать документы на зачисление, я выбирал прежде всего не вуз, а ремесло, которым хочу заниматься. Выбор был между юриспруденцией и журналистикой, в итоге остановился на журналистике. Прежде всего потому, что там была возможность поступить на бюджет. Это привлекло моё внимание и сыграло большую роль в выборе вуза. Раз бюджет есть – за него стоит побороться.

Основные полезные знания и навыки, которые тебе дали за 2 года обучения?

Мне кажется, что полезные навыки приходят с практикой, когда ты сам что-то делаешь: медиаконтент с определённым дедлайном, планом, заданиями, ресурсом.

Сам университет даёт много теоретических знаний: как брать интервью, как готовиться к интервью, как вести себя на сьёмке и т.д. Преподаватели часто дают задание создать медиапродукт: написать текст любого жанра, снять видео определённого хронометража с определёнными целями и задачами. Я набиваю руку на этом.

Главное, чему университет меня научил – это то, что журналист всегда должен быть ориентирован на аудиторию. Это самое главное, а всё остальное приходит с практикой. Надо как можно чаще практиковаться, учиться на своих ошибках, ориентироваться на профессионалов.

Топ самых классных дисциплин за 2 года?

«Аналитические жанры», потому что его ведёт Дмитрий Шлыков, главный редактор портала “66.ru”, «Теория и практика интервью», потому что этот жанр довольно сложный, вели его профессионалы: Алёна Вугельман и Маргарита Балакирская. Также «История мировой культуры», «Философия», «Интернет-журналистика» и «История медиа».

Если посмотреть назад, то дело не в самой дисциплине, а в преподавателе: как они выстраивают работу, как дают материал, как заставляют что-то отрабатывать. Преподаватель как наставник.

Любимый предмет и любимый преподаватель?

«Аналитические жанры», которые ведёт Дмитрий Шлыков. Он довольно хорошо и чётко научил не только меня, но и весь курс тому, как писать текст. Он подготовит к тому, как начать писать текст, и как довести его до логичного конца и совершенства.

Где, как и что делаешь на практике?

Я второй год прохожу практику в Нижнетагильской телекомпании «Телеком». С первого курса мне там очень понравилось, я попрактиковался и втянулся. Там есть возможность самому попробовать что-то новое. При этом руководство компании понимает, что ты практикант, не дипломированный специалист. Когда дают задание, осознают, что ты медленнее будешь выполнять задание, чем коллеги, которые там устроены, и выстраивают работу так, чтобы ты всё успел. Если нужна какая-то помощь, то руководство и редактор пойдут навстречу и помогут сделать материал качественно.

Я прохожу практику в качестве корреспондента. Мне назначают съёмки, я пишу “синхроны” с героями материала, собираю материал, который мне нужен, коммуницирую с оператором: как и что снять, какая картинка мне понадобиться для сюжета. Потом всё это обрабатываю и пишу сюжет. Редактор вносит правки, чтобы довести материал до конца, а затем его монтируют.

В этом году Нижнему Тагилу исполнилось 300 лет, и в честь этого компания снимала фильм. Я работал ассистентом режиссёра на сьёмках.

Кому стоит идти учиться на журналиста, и какие советы ты этим людям можешь дать?

Журналистикой я занимаюсь с 8 класса, и за это время у меня сложилось впечатление, что в этой профессии очень многое зависит от таланта и природных данных.

На журналиста стоит идти учиться людям, которые этим даром обладают. Это должен быть достаточно высокоэрудированный человек, любопытный, ему должно быть интересно всё, потому что это любопытство может завести тебя так глубоко, что ты в итоге сделаешь продукт, который затмит любой другой.

Если говорить о журналистике, которая связана с видеоформатом, то человек должен обладать определённой харизмой, привлекать внимание, уметь удерживать это внимание.
Если это интернет-СМИ, газеты, то нужно обладать высокой грамотностью, хорошим слогом, чтобы у читателя глаза не отрывались от текста. Эти качества можно развить, но я считаю, что профессионалами становятся те, у кого они уже заложены, а человек их просто развивает до высокого уровня.

Нужно не бояться пробовать и начинать что-то, чтобы открыть в себе эти природные данные. Сейчас возможностей для этого очень много, а когда найдёшь себя – поймёшь, что это твоё.

Текст: Софья Ильина, ЖурМК