Выпускница ГУ Наталья Малыгина рассказала о своих годах обучения на юридическом факультете и о том, почему учиться надо “вовлечённо”.
“Мне понравилось обучение в ГУ на бакалавриате и это стало основанием для продолжения обучения в магистратуре”
В 2017 году я окончила юридический факультет Гуманитарного университета по программе бакалавриата, направление “Юриспруденция”, заочная форма. Мне понравилось обучение в ГУ: интересные преподаватели (многие из которых еще и практикующие юристы), увлекательная форма подачи материала, много практических занятий с актуальными правовыми задачами и юридическими кейсами, выездные мероприятия, конференции, экскурсии в потенциальные места работы. Все это стало основанием для продолжения обучения в магистратуре юридического факультета ГУ.
Большинство предметов в магистратуре посвящены каким-либо современным проблемам в праве и законодательстве, международной или российской практике. Например, проблемы конституционного права; проблемы частного права в РФ; противодействие коррупции: проблемы теории и практики правового регулирования; правовая защита в РФ: анализ судебной практики; защита прав человека в системе ООН; сравнительное правоведение; медиация в сфере гражданской юрисдикции; и многие другие. Интересны были практические занятия, где анализировались эти проблемы, решались правовые задачи. Часть предметов посвящена международной защите прав человека. Интересно было познакомиться с договорными органами ООН по правам человека, особенностями защиты прав человека в системе ООН. Также были интересны научно-исследовательские семинары, встречи с практиками, мастер-классы.
Тема моей выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) – «Право на оспаривание решений и действий (бездействия) органов власти: анализ судебной практики».
Институт оспаривания решений и действий (бездействия) органов власти имеет высокую социальную значимость, поскольку призван гарантировать права и свободы человека, а также правопорядок в обществе. Но на сегодняшний день законодательство об оспаривании имеет ряд пробелов и противоречий, что вызывает различные проблемы в правоприменительной практике. По работе (наряду с учебой в магистратуре я продолжала работать) мне приходилось сталкиваться с различными актами, действиями органов власти, либо с бездействиями отдельных представителей власти, и такое исследование было и остается актуальным.
“Опыт обучения мне был очень полезен для моей профессиональной деятельности”
В период обучения для меня были важными и полезными тренировки, которые помогли в юридической профессии: подготовка и написание научных статей, составление речи для выступления на научном семинаре или научном конкурсе, репетиция и потом реализация ответственного выступления в большой студенческой аудитории. Этот опыт мне был очень полезен для моей профессиональной деятельности, как представителя интересов организаций в суде: составление текстов процессуальных документов (претензий, исков, отзывов, жалоб и других), составление речи для выступления в суде, непосредственное выступление в суде.
Если вспоминать одну из самых ярких фраз, которая мне понравилась, то это, пожалуй, такая: на одном из форумов, посвященному Дню Конституции РФ, проходившему в Ельцин-центре, мне запомнилась фраза Михаила Федотова – доктора юридических наук, советника Президента РФ (2010-2019), экс-председателя Президентского Совета по правам человека: «Конституция – задачник, который надо решить».
В период обучения мне довелось участвовать практически во всех научных мероприятиях в области права, проводимых юридическим факультетом ГУ, и в качестве слушателя, и в качестве выступающего. Например, Международная научно-практическая конференция «Права человека в условиях угроз и вызовов XXI века: международный и национальный опыт защиты (к 100-летию Октябрьской революции 1917 года)», XXI Российская научно-практическая конференция «Российский человек и власть в контексте радикальных изменений в современном мире». Особенно волнительными были Всероссийские конкурсы научно-практических работ студентов, магистрантов, аспирантов: «Новые голоса в науке: идеи и проекты-2018» и «Новые голоса в науке: идеи и проекты-2019», где были представлены мои научные статьи и выступления на их основе.
Очень интересные лекции проводил А.Л. Бурков, к.ю.н., доктор права (Кембридж), зав. кафедрой европейского права и сравнительного правоведения на тему: «Стратегическое ведение судебных дел по защите свободы слова»; о решении значимой проблемы, актуальной для большого круга лиц по реальным судебным делам, которые «дошли» до Европейского суда по правам человека.
На одном из НИС меня впечатлили выступления преподавателя вуза Е.А.Дербышевой по проблематике своей кандидатской диссертации, в ее тезисах и ярких аргументах и я увидела направление и идеи для своей научной работы.
Каждый год я с моими коллегами по группе в магистратуре участвовала в осеннем форуме «Юридическая неделя на Урале» с участием Уполномоченного по правам человека по Свердловской области, ведущих правоведов, преподавателей, адвокатов, судей. Много мероприятий проводилось в Ельцин-центре. Например, «Народная трибуна» под руководством Г.Э. Бурбулиса, с участием Уполномоченного по правам человека по Свердловской области Т.Г. Мерзляковой, где рассматривались и обсуждались вопросы о соблюдении, обеспечении, нарушении и защите прав граждан нашей области и страны, в целом.
Из внешних мероприятий мне особенно запомнились Летние школы по правам человека, проводимые в рамках образовательной программы Консорциума университетов России, с приглашенными лекторами международного уровня, представляющими договорные органы ООН, специальные процедуры ООН, УВКПЧ, Совет Европы, Европейский межуниверситетский центр. Эти школы проводятся каждый год летом в течение одной недели и каждый раз в разных городах России. В 2018 году школа проходила в Екатеринбурге, а в 2019 – в Перми.
“Самое сложное – найти время для учёбы”
Самое сложное в период обучения – это выделять время для учебы: для посещения лекций и мероприятий, для чтения большого количества литературы и источников, подготовки докладов и презентаций, а также статей, и, конечно, написания магистерской диссертации, и совмещать все это с работой и семьей.
Я была старостой группы со 2-го курса. Не скажу, что работа старосты сложная. Просто необходимо было находить дополнительное время для уточнения новой информации в деканате, доведения до группы и получения обратной связи, а также для распределения вопросов для докладов на семинарах, выступлений на дискуссиях и практикумах.
Группа у нас была дружная, все отзывчивые, всегда могли оказать помощь и выразить поддержку. Вне учебы мы редко общались все вместе, поскольку у всех работа, семья, у кого-то и дети, да еще не по одному. А в общей группе «ВКонтакте» были постоянно на связи. Но иногда находили время для совместных мероприятий. После окончания учебы мы продолжаем общаться и встречаться по каким-либо поводам.
“Совет – научитесь выстраивать приоритеты!”
Студентам и будущим выпускникам магистратуры 2023 года мои пожелания таковы: научиться выстраивать приоритеты, находить время для учебы, выполнения заданий, успевать сдавать все зачеты и экзамены в срок и не накапливать задолженности по дисциплинам. Особенно обращаю внимание на то, что надо постараться посещать все научные и научно-практические мероприятия (НИР и НИС), поскольку там можно познакомиться с профессионалами в области права, узнать много актуальной информации по изменениям и новеллам в законодательстве, и о том, какие проблемы в правоприменительной практике существуют в настоящее время, а также приобрести навыки участия в дискуссии и точного формулирования своих вопросов, тезисов и аргументов, и, наряду с этим, определиться с направлением своей профессиональной деятельности после окончания учебы, а также там могут прийти идеи для написания магистерской диссертации. Желаю всем успехов и удачи!