Перед новым учебным годом мы встретились со Станиславом Ислентьевым, аспирантом 2 курса направления “Политические науки и регионоведение”, который рассказал про своё обучение и дал несколько ценных советов, как правильно подойти к публикации научной статьи.
О поступлении в аспирантуру и диссертации
Для меня основными причинами поступления в аспирантуру по политическим наукам стали стремление к расширению круга профессиональных компетенций и, в определенной степени, личный интерес. Во время обучения на бакалавриате и в магистратуре такие дисциплины, как “Политология”, “История политических и правовых учений”, “Права человека” казались мне одними из самых занимательных и считаются таковыми поныне. Представившаяся возможность глубже погрузиться в изучение политических теорий, а также истории политики показалась мне достаточно привлекательной, особенно с учетом того, что не придется слишком сильно отдаляться от своей основной специальности в силу смежности направлений подготовки.
Тема моего научного исследования «Эволюция и трансформация идеи прав человека в российском либерализме XIX-начала XX веков». Права человека, как известно, считаются междисциплинарной категорией, и потому данная тема исследования может представлять определенный интерес как для юристов, так и для политологов. Мой научный руководитель, с которым мы регулярно обсуждаем будущие и настоящие научные статьи, тезисы, участие в научных конференциях и форумах, иногда готовим совместные публикации, постоянно обмениваемся мнениями по научным планам и мероприятиям, это доктор политических наук, зав. кафедрой прав человека, руководитель аспирантуры по политическим наукам, председатель Свердловского РО РАПН, С.И. Глушкова.
О научной работе
В ходе работы над темой диссертационного исследования я принял участие во многих научных мероприятиях: нескольких круглых столах, XXIII и XXIV Международных научно-практических конференциях в Гуманитарном университете, XVI и XVII Всероссийских конкурсах научно-практических работ «Новые голоса в науке: идеи и проекты», Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственно-правовых преобразований в России: история и современность», Международной научно-практической конференции «Права человека и устойчивое развитие», IX Летней школе по правам человека и т.д. Время от времени также доводилось участвовать в научных мероприятиях, в основном связанных со сферой личных интересов.
Из тех мероприятий IX Летней школы по правам человека 2022 года (она прошла в июле в Екатеринбурге), на которых мне довелось побывать, наиболее запоминающейся была лекция «Нормы и механизмы ООН по борьбе с расовой дискриминацией, ксенофобией и множественными формами дискриминации». События последних лет отчетливо показывают, что несмотря на весь достигнутый человечеством уровень прогресса, проблема дискриминации и нетерпимости к другим людям все ещё остается крайне актуальной, что не может не огорчать. Указанное обстоятельство в очередной раз подчеркивает важную роль Организации Объединенных Наций по борьбе с данными явлениями и обуславливает необходимость дальнейшего развития её правозащитных механизмов.
О совмещении работы и учёбы
В настоящий момент я являюсь работником органов местного самоуправления на должности специалиста комитета по правовой работе. Если не считать продолжительной поездки на занятия из другого города, то каких-либо особых проблем с совмещением работы и учебы у меня не возникало, поскольку занятия в аспирантуре проводятся преимущественно в выходные дни. Тем не менее, для подготовки научных публикаций в ограниченные сроки и работы над диссертацией нередко приходилось задумываться об эффективном распределении личного времени и нагрузки.
Первые научные статьи появились у меня ещё во время обучения на бакалавриате и за прошедшее время их число понемногу увеличивалось. Зачастую они были посвящены вопросам трудового права, теории и истории государства и права, международного публичного права, муниципального права и уголовного права. За время обучения в аспирантуре появилось еще несколько публикаций, посвященных развитию концепции прав человека в трудах российских либералов XIX- начала XX веков.
Совет будущим аспирантам
Будущим аспирантам хотел бы посоветовать, прежде всего, осознанно подходить к выбору темы своего будущего диссертационного исследования. От правильного подхода к определению темы во многом будут зависеть дальнейшие результаты всей исследовательской работы в аспирантуре. Она должна быть актуальной, злободневной и, что не менее важно, интересной для вас самих. В противном случае велика вероятность потерять мотивацию к занятию научно-исследовательской деятельностью. В то же время будущим аспирантам не помешало бы перед началом каждого семестра прорабатывать вопрос организации и планирования своего рабочего и личного времени для того, чтобы укладываться в индивидуальный план аспиранта и при этом находить время для отдыха и досуга.
Из своего личного опыта могу дать несколько, возможно очевидных, но оттого не менее важных советов по подготовке статей к публикации. Во-первых, подготовив текст статьи, старайтесь тщательно выбирать журнал для публикации, особенно если тема ваших исследований носит междисциплинарный характер. Статьи, поданные в неподходящий по тематике журнал, попросту не будут опубликованы, а вы потеряете драгоценное время, которое может исчисляться месяцами. И, во-вторых, всегда будьте готовы к отказу в публикации и отрицательной рецензии. Критика от более опытного коллеги может оказаться полезной и в дальнейшем направить вашу научно-исследовательскую работу в нужное русло.
О дальнейших планах
За время обучения аспирантуре я получил довольно много полезных знаний, как теоретических, так и прикладных. К последним я бы отнес знакомство с основными возможностями использования информационных технологий в научных исследованиях и обучении, а также со способами и приемами презентации результатов научного исследования. Полученные навыки довольно сильно упростили подготовку публикаций, презентаций и дальнейшего выступления на научных мероприятиях.
Впереди новый учебный год, третий завершающий курс в очной аспирантуре, предстоят подготовка к государственному экзамену, защите научного доклада, завершению текста диссертации, и новые участия в конференциях, подготовка новых статей и тезисов докладов, научные семинары и учебные занятия. Надеюсь, что удастся вовремя и полностью выполнить учебный план третьего курса и выйти на государственную итоговую аттестацию (ГЭК и защиту), достойно завершить обучение в аспирантуре.
Желаю всем студентам, аспирантам, преподавателям и сотрудникам Гуманитарного университета успешного нового учебного года, здоровья и благополучия!