“Я решила поступать в аспирантуру, потому что ещё со студенческих времен мне очень нравилась научно-исследовательская работа”

1 августа 2022 года

Недавно наши юристы-аспиранты получили свои дипломы. Публикуем интервью с Юлией Поповой, выпускницей юридического факультета, об учёбе в аспирантуре ГУ, её научном исследовании и процессе написания диссертации. 

Юлия Попова — выпускница юридического факультета, она окончила специалитет ещё в 2008 году, а в этом году успешно окончила аспирантуру. Итогом обучения Юлии стало исследование на тему «Обыденное правосознание в русских народных сказках».

Я решила поступать в аспирантуру, потому что ещё со студенческих времен мне очень нравилась научно-исследовательская работа. Открывать что-то новое — это завораживает и увлекает, хотя все это требует, как я поняла позже, колоссальных усилий и полной отдачи всех своих сил.
Я окончила специалитет — юридический факультет ГУ — в 2008 году. Несколько лет работала юристом, и возможность продолжить обучение отсутствовала. Когда я решила развиваться дальше, ни минуты не думала о поступлении в аспирантуру какого-то другого вуза. Аспирантура другого вуза?! Зачем? Ведь ГУ – это мой родной и любимый вуз! 

Тема моего научного исследования — «Обыденное правосознание в русских народных сказках». Тема очень интересная не только для юристов, но и для исследователей в области филологии, философии и культурологии. В ней раскрываются глубинные знания о том, каким образом народные сказки отражали ранние правовые идеи людей прошлых веков и как всё это впоследствии детерминировало российское право и правовую культуру в целом. Изучив все мои интересы, данную тему предложил мне научный руководитель, Алексей Павлович Семитко, и я сразу же согласилась. Оказывается, название темы исследования Алексей Павлович подготовил уже давно и ждал, кого же она может заинтересовать. И этим человеком оказалась я!

В процессе написания работы моей любимой сказкой стала «Репка». Ведь любое дело окажется простым, если взяться за него всем вместе и всё делать дружно. А если из текста сказок непосредственно вычленить наиболее важные идеи юридического характера, то следует заметить, что для российского правового сознания характерны прежде всего идеи равенства, справедливости. В общей сложности я изучила 2140 сказочных сюжетов по указателю Н.П. Андреева, созданного по системе финского ученого А. Аарне-Томпсона.

Результаты моих научных исследований опубликованы в виде статей в журнале «Юридические исследования», в Вестнике Гуманитарного университета (включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК России), а также в сборнике материалов ежегодной конференции «Миф в науке, культуре, политике» (г. Севастополь). Я выступала на научных конференциях в г. Севастополь, Санкт-Петербург и на ежегодных мероприятиях Гуманитарного университета.

Мой научный руководитель — Алексей Павлович Семитко, доктор юридических наук, профессор, декан юридического факультета ГУ. Его советы, поддержка, непосильный труд и терпение в течение 3 лет моего обучения дорогого стоят. Он научил меня писать тексты научным языком, привил полезные качества: организованность, терпение и выдержку, полезную привычку читать книги, обучил, как и какими методами необходимо пользоваться в написании научных статей и диссертации, построил вместе со мной структуру и план работы. При возникновении вопросов Алексей Павлович всегда готов прийти на помощь – советом, литературой, направлением мысли. Он обладает всеми необходимыми навыками обучения искусству изложения наработанных идей научным юридическим языком.

В аспирантуре я получила очень много полезных знаний не только в процессе самого обучения и сдачи кандидатского минимума, но и на теоретических семинарах, где всегда можно узнать очень много новой и интересной информации различной юридической тематики. Каждый преподаватель имел уникальную методику работу с аспирантами. Однако мне наиболее запомнились наши теоретические семинары, где совместно обсуждались темы исследований, их цели и задачи, составлялись планы работы. Приобщение к такому «научному кружку» предполагает, на мой взгляд, знакомство с юридическими наработками моих коллег. Коллективный характер научной деятельности проявляется в совместных обсуждениях, взаимопомощи друг другу, подсказках и доброжелательной критике. Соединение в одном концептуальном поле разнородного юридического опыта создает полифоническое научно-образовательное пространство, в котором интеграция идей и продуктивное профессиональное общение становятся факторами индивидуального и группового развития. Имея разный по объему научный и профессиональный багаж и опыт, мы получали общее ощущение счастливого «ученичества»: пересекаясь в научно-юридическом пространстве, мы понимали, что настроены на одну волну. Этот позитивный настрой на работу и понимание того, что мы продолжаем жить в едином поле правовых ценностей, умело созданном моим научным руководителем, не может не вдохновлять на дальнейшее научное творчество.

Будущим аспирантам я хочу пожелать максимально серьёзно подойти к выбору темы исследования: она должна быть интересна в первую очередь для вас. Так у вас появится желание глубоко и основательно изучать соответствующую литературу. Получив же огромный запас знаний, наработанных вашими предшественниками, вы увидите и то, что они не сделали и что сделали не так удачно, как вам кажется, и в таком случае шанс написать уникальную работу резко возрастает. Наука – это диалог, дискуссия, общение с вашими предшественниками, современниками и отчасти будущими поколениями ученых, которые будут, как и вы, изучать труды своих предшественников и делать вклад в сокровищницу человеческой культуры. Ещё я хочу пожелать терпения и готовности приложить колоссальные усилия для написания научного исследования. Это не так просто, как кажется иногда «на берегу» — в начале аспирантуры, когда только планируешь отправиться в увлекательное и непростое научно-исследовательское путешествие.

Будущим выпускникам аспирантуры я желаю отлично сдать все экзамены, защитить выпускную квалификационную работу, написать полный текст диссертации к окончанию аспирантуры, успеть опубликовать, как минимум, три статьи в ВАК-журналах. И ценить каждую минуту своего времени, учиться и работать над своим исследованием согласно плану обучения в аспирантуре, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. И много читать, очень много! Не имея накопленных знаний, того самого литературного багажа, писать научные тексты невозможно. Помните, что успех приходит к тем, кто к нему стремится и очень много – серьезно и ответственно – работает в этом направлении!