“Желаю каждому ощутить эту ламповую атмосферу и насладиться ей”: студент ЖурМК попробовал себя в роли старшего вожатого

21 сентября 2022 года

Студент факультета журналистики и медиакоммуникации Максим Маркин попробовал себя в роли старшего вожатого в детском оздоровительном лагере. Публикуем его авторскую колонку.

Студент 3-го курса факультета журналистики и медиакоммуникации Максим Маркин попробовал себя в роли старшего вожатого в детском оздоровительном лагере. Он рассказал, как готовился к смене и с какими трудностями встретился.

Перемотаем плёнку на начало августа. Я дорабатывал последние дни до отпуска на своей основной работе и готовился к летней подработке.  В моменте понял и осознал, что уже седьмой год подряд езжу в летний лагерь «Голубая волна», расположенный на берегу озера Увильды. Это лето будет особенным, потому что впервые за это время буду на должности старшего вожатого и диджея.

До этого ежегодно я был диджеем, совмещая ставки “травокоса” и дворника, также успевал заменять вожатых. Как несовершеннолетний устроился на работу? Достаточно просто – связи.

Почему-то когда я рассказываю, кем я работал, мои знакомые думают, что это возня с детьми скучна и неинтересна. Это не так. Сначала нужно придумать и подготовить план-сетку мероприятий, согласовать ее с директором, оповестить вожатых о нужных для работы вещах: ноутбук, принтер, фотоаппарат, колонка, светильник для огоньков, настольные игры, бумага, краски – в целом, ему нужно все, что у него есть. Дальше собираешься туда, словно переезжаешь на всю жизнь, и в дорогу.

Первый день

В лагерь нужно было заехать за день до приезда детей, чтобы подготовиться к работе, встретить вожатых и провести планерку. Вожатые-практиканты, девять девочек, приехали около трех часов дня (они были заранее распределены по отрядам), я проводил всех к их корпусам. Пока весь персонал заселялся и раскладывал вещи, наступал вечер. Подошло время планерки. Она была для меня волнительной задачей, так как на мне висела ответственность за отдых 175 детей и практику студентов. Каждый представился и рассказал немного о себе. Несмотря на то, что мы с вожатыми ровесники, я поставил себя так, чтобы ко мне обращались по имени-отчеству, так как думал, что начнется панибратство. Стоит сказать, что это помогло. После знакомства я рассказал, к каким мероприятиям стоит готовиться заранее, дал советы для знакомства с детьми и распланировал завтрашний день. Пятая смена (посвящённая патриотическому воспитанию) под названием «Святое дело – Родине служить» была связана с военной тематикой. Отряды превращались в военные взводы, вожатые в сержантов, воспитатели в главнокомандующих, директор в верховного главнокомандующего, дети в рядовых, а я в командира части. После планерки все отправились готовить документы и отдыхать перед двухнедельной сменой.

Заезд

Ранний подъем. С восьми утра дети начали заезжать в лагерь, воспитатели распределяли их по отрядам. Всего было семь отрядов, четыре из них были сформированы заранее. Три спортивных: футболисты, гандболистки, дзюдоисты – и отряд с собственной программой для детей, состоящих на учете ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних). Ещё три отряда были «мирными», так называли их среди руководителей. Директор сразу предупредила, что смена будет самой тяжелой во всем сезоне, так как спортсмены не заинтересованы в участии в мероприятиях лагеря, а ПДНщики будут нелюдимыми и дикими.

В то время, пока все занимались приемкой, я готовился к мероприятиям; писал сценарии, искал подходящую музыку, придумывал игры – причем все приходилось делать на несколько дней вперед. Казалось, ничего не предвещало беды, но тут начали возникать одна за одной проблемы руководителей: «Максим Александрович, а где взять ватман?», «Максим Александрович, можно зайти распечатать?», «А во сколько обед?», «А что мы сейчас будем делать?». И еще большое количество вопросов, которые заводили в меня тупик, ведь мы вчера все обговаривали. Эта головная боль мучила меня каждый день.

До сон-часа дети знакомились друг с другом внутри отряда, спортсмены уже успели провести тренировку. В пять вечера все собрались на линейке, чтобы поучаствовать в подготовленной мною фотоквесте. Суть игры заключалась в том, чтобы командой сделать фото, например, с директором или медиком, на самом высоком месте или возле озера. Таким образом прошла экскурсия по лагерю. После того, как все было готово, вожатые принесли фотографии, которые позже были опубликованы в группах социальных сетей. Ребята побежали накрывать на ужин, а я бегом ставить музыкальную аппаратуру на эстраду для вечернего мероприятия.

На сцену выходить было очень страшно. Постоянные мысли, что вдруг будет скучно, нудно, все будут разговаривать и отвлекаться. Но как только я оказался перед залом, все прошло, будто волнения вовсе не было. Я познакомил отряды с сотрудниками, провел игры с залом, рассказал, что неофициальное название лагеря – город Улыбаевск. В конце спели марш, убрали скамейки, сходили на второй ужин, начали дискотеку.

Во время медленного танца ко мне подбежало несколько детей с разных отрядов, которые приезжали сюда раньше, и сказали: «Максим, мы скучали по твоей музыке, по твоим дискотекам, по этой атмосфере». Было невероятно приятно услышать эти слова.

Везде уже погасили свет, кроме столовой: у вожатых проходила планерка. Сколько бы я не «разжевывал» план на день, одни и те же вопросы преследовали меня бесконечно. Ближе к первому часу ночи все разошлись. Ура, наконец посплю!

Середина смены

Намечался тяжелый денек. Кружки, родительский концерт, кинопремия – все это за одни сутки. С утра все паниковали, пытались успеть подготовиться к каждому мероприятию. По-моему, ни один человек не выспался хотя бы раз за неделю.

С утра вожатым было выдано задание отфотографировать поделки с кружка «Умелые ручки» и подготовить вечернюю кинопремию. Я в этот момент следил за репетицией родительского концерта и “прогонял” с двумя девочками, которые были назначены ведущими, их сценарий. В сон-час все дружно украшали эстраду.

После полдника отгремел родительский концерт. Отряды пели, танцевали и отыгрывали театральные постановки. Но даже теперь всем было не до отдыха. Оставалось снять и смонтировать свои работы для следующего мероприятия. Я готовил грамоты для награждения.

Меня поражало, как я оставался спокойным, когда постоянно пытался успеть сделать собственную работу и помочь остальным с их делами и проблемами. Только закроешься в своей комнате и попытаешься в одиночестве выпить кружечку чая, и ты обязательно внезапно становишься кому-то нужен.

В этот раз вожатые самостоятельно провели вечерку, за мной было лишь музыкальное сопровождение. Отряды показали видеоклипы, над которыми они трудились в течение дня, мы с директором подвели итоги, наградили лучших. Прошла очередная дискотека, я убрал аппаратуру и решил, что сегодня стоит лечь пораньше и отменил планерку. Все были безумно рады этой новости.

Кстати, те самые нелюдимые ПДНщики, некоторые из которых не умеют читать, писать, даже говорить, ежедневно занимают призовые места по спортивным состязаниям и творческим конкурсам. Меня огорчило пренебрежительное отношение других детей к ним.

Первая неделя далась с трудом. Вожатые не понимали, что от них требуют, не находили общий язык друг с другом и не были готовы к такому количеству работы. Они постоянно жаловались, что устали, приходили на мероприятие плохо подготовленными, часто опаздывали на них. Меня очень сильно расстраивало, что люди не настроены трудиться, воспринимают все, как развлечение и отдых. Приходилось шантажировать их оценкой за практику и зарплатой, другого выхода я не видел. Одни начали более-менее шевелиться, другие как относились с безразличием, так и продолжали делать это.

Со стороны моя работа казалась более легкой, чем на самом деле. Я успевал все, что от меня требовалось, но времени на нормальный отдых не было вовсе.

Последний день

Наконец наступил самый долгожданный день. Оставалось всего-то закрыть смену и провести прощальный вожатский концерт.

До обеда все убирались в своих корпусах, репетировали отрядные песни. В сон-час мы с вожатыми собрались для финальной репетиции вожатского концерта, который мы готовили уже 4 ночи. К удивлению, каждый чувствовал себя достаточно бодро.

После репетиции все ушли по своим делам, мне предстояло подготовить грамоты и благодарственные письма для сотрудников и детей, отличившихся активностью и креативностью во время смены.

В пять все собрались на линейке. В начале отряды представились и спели свои песни, потом прошло награждение. Ребятам подарили фирменные ручки, значки, брелоки, работникам – кружки. В конце весь лагерь встал в два больших дружный круга и исполнил марш города Улыбаевска.

 

Во время торжественной части многие вели себя отвратительно, мешали другим, неуважительно относились к выступавшим. За это три отряда были назаканы мною. Пришлось укоротить им последнюю дискотеку.

В восемь часов начался вожатский концерт. Кто-то пришел на него уже в слезах, у кого-то они пошли во время концерта, самые крепкие разревелись только тогда, когда вожатые спустились к ним со сцены. Я безразлично относился к происходящему. Наверное, когда видишь это не первый год, то не испытываешь каких-то трогательных чувств. После в корпусах прошли последние огоньки, а потом все собрались вновь на эстраде. Перед дискотекой все пели костровые песни, а танцы после них продолжались до полуночи.

На этом мой рабочий день не закончился. Осталось написать характеристику для практикантов. Самое тяжелое было ставить оценку «неудовлетворительно», которую получила всего лишь одна девушка (за такую оценку просто-напросто отчисляли). Все отметки были согласованы с директором и старшим воспитателем. Не спорю с тем, что она заслужила ее, но было немного обидно за человека.

Впечатления

За две недели я получил неоднозначные эмоции. С одной стороны, было чувство, что меня взяли и полностью выжали как тряпку, сил не осталось совсем. Я не хотел общаться с кем-либо, отвращение было ко всему. С другой – эта работа дала мне прокачать важные навыки и качества: организаторские способности, ораторское мастерство, эмоциональную стойкость, силу воли. Несмотря на все страхи, конфликты, проблемы и нервотрепки, я получил огромный опыт. Было классно стоять на сцене и выступать перед большой аудиторией, видеть положительный отклик, готовить практически каждое мероприятие, нести огромную ответственность и дарить людям такие эмоции, которые бы навсегда оставались в памяти и заставляли вернуться туда, где они их получили.

Хотелось бы поделиться с вами плюсами и минусами работы вожатым.

Плюсы: особенная атмосфера постоянного движения и творчества; развитие многозадачности и умения создавать команду и работать в ней; получение организаторских навыков; возможность обучить детей чему-то новому, помочь им раскрыть свои таланты, да и самому вернуться в детство, вспомнить героев детских сказок, поиграть в вышибалы и зарыться в песок.

Минусы (скорее сложности): нервная система постоянно находится на грани срыва; к каждому приходится находить индивидуальный подход; недосып и отсутствие отдыха; постоянный шум; непонимание со стороны коллег и детей.

Как по мне, ты в итоге получаешь только теплые воспоминания. Советую каждому когда-нибудь испытать на себе роль сотрудника лагеря, ощутить эту ламповую атмосферу и насладиться ей.