В прошлом году у работников вузов появился новый профессиональный праздник – День преподавателя высшей школы. От души поздравляем всех наших педагогов с этим пока новым, но непременно в уже близком будущем традиционным праздничным днем!
Накануне мы поговорили с преподавателями нашего вуза, которые в своё время закончили родной ГУ. Узнали, помогают ли работать «родные стены» и какие плюсы в преподавательской работе перевешивают все тяготы этой профессии.
Елена Сергеевна Резник (дисциплины “Гражданское право”, “Банковское право”, “Жилищное право”, “Семейное право” и др.)
Я поступила в Гуманитарный университет на юридический факультет, где обучалась 5 лет. Окончила с отличием и была приглашена деканом юридического факультета, профессором Алексеем Павловичем Семитко попробовать свои силы в качестве преподавателя.
Тот факт, что я здесь училась, очень помогает мне как преподавателю. Но помогают не стены здания, а то, кто и как тебя учил. Те преподаватели, которые обучали меня, демонстрировали тот уровень, на котором нужно работать, как необходимо оценивать результаты и каких специалистов формировать. Мне очень повезло с теми профессионалами, которые стали моими учителями и в обучении, и, в дальнейшем, в профессии. Те из них, кто продолжают преподавать на факультете: Алексей Павлович Семитко, Зинаида Александровна Незнамова, Аркадий Викторович Майфат, останутся навсегда моими учителями, но и, к своему удовольствию, теперь я могу называть себя их коллегой. К сожалению, некоторых преподавателей уже нет с нами. Преподавателем и человеком, который оказал на меня огромное влияние во время учебы, поддерживал в профессиональной жизни, и в самом лучшем смысле стал для меня примером, была Любовь Михайловна Звягинцева. Именно этих людей и можно назвать моими «стенами», которые помогают всегда, независимо от того, сколько лет прошло с окончания университета и от того, рядом эти люди сейчас или, к сожалению, нет.
Для меня преподавание имеет множество плюсов. Это работа с молодыми людьми, которые добавляют в уже сформированную жизнь драйва и примет меняющегося времени. Также преподавание требует постоянного саморазвития, получения новых знаний и навыков, а «не сидения на месте». И эта профессия дала возможность исполнить мечту каждого студента: не сдавать экзамен, а оценивать его. Последнее, конечно, шутка. Однако самое большое удовольствие от работы я получаю, когда слышу от своего студента блестящий ответ на экзамене или когда мне выпускник сообщает о победе в первом или в сотом судебном процессе.
Анна Александровна Васильченко (дисциплины “История медиа”, “Мастерская текста”, “Экономика и менеджмент СМИ”)
Для того, чтобы стать преподавателем, я ничего специально не делала. Закончила ГУ, затем пошла в магистратуру, закончила магистратуру, защитила диссертацию и после всего этого, когда я только вышла на первую свою работу, меня пригласили преподавать. То есть у меня была разница с первыми студентами-очниками года два, а по отношению к заочникам я часто была даже младше.
Если бы я не училась в Гуманитарном, то меня бы и не пригласили в этот университет. Я окончила три вуза, поэтому мне есть с чем сравнивать. Не факт, что если бы у меня было такое предложение из другого университета, то я бы пошла. Я всем говорила, что из трёх университетов для меня Гуманитарный — лучший, так как я разделяю принципы, которые он пропагандирует: это ориентация на практику и принципиальная позиция педагогов по поводу взяток. В этом университете никогда не было примеров взяток, хоть об этом ходили слухи ещё в то время, когда я училась, но пока преподаю здесь, мне ничего подобного не встречалось, что очень импонирует. И я стараюсь придерживаться подхода преподавателей, которые хотят быть полезны своим студентам, правда, не всегда студенты это понимают в момент обучения. Мне помогает, что я знаю дух университета и стараюсь ему соответствовать.
«Преподаватель» — это точно не про деньги история. Хоть у меня предметы в основном теоретические и исторические, я всё-равно стараюсь дать какой-то практический навык и вдохновить. Если у студентов происходит момент узнавания себя в каких-то сложных ситуациях, например, сравнивания себя с каким-то историческим деятелем, они проникаются, то это вдохновение, азарт в глазах, момент, когда удаётся зарядить студента — это самые яркие впечатления. Сейчас я ещё веду один практический предмет — “Мастерскую текста”, и в нём более наглядный эффект «зарядки» студентов. Когда они сразу начинают работать и гореть — это прекрасный пример того, как можно студентов мотивировать и показать, что можно работать. Мне как преподавателю приятнее всего, когда студенты сами получают от деятельности удовольствие.
Антон Николаевич Рундквист (дисциплины “Правоведение”, “Теория государства и права”, “Предпринимательское право”, “Корпоративное право”)
Сразу после вручения диплома в 2014 году мне поступило предложение от руководства юридического факультета попробовать заняться преподаванием. Поскольку я уже планировал тогда поступить в магистратуру, то посчитал, что одно с другим будет прекрасно сочетаться, и легко согласился.
В первую очередь, преподавать мне помогают знания, которые я получил в стенах нашего университета – без этого уж точно ничего бы не вышло. И, разумеется, собственный студенческий опыт тоже полезен, так как я прекрасно знаю, с какими трудностями могут сталкиваться учащиеся. Особенно первокурсники, когда для ещё вчерашних школьников всё в новинку и многие вещи при объяснении им сложного материала имеет смысл максимально упрощать, приводя, в частности, доступные и понятные для молодёжи примеры.
Главный плюс работы преподавателем — я по-прежнему могут посещать родной университет! Кроме того, делиться знаниями с другими всегда приятно, а при подготовке к занятию ты и сам можешь усвоить что-то новое. Вот и получается, что подобное общение стимулирует взаимное развитие как студентов, так и преподавателей.
Елена Алексеевна Плотникова (Ходенева) (дисциплины “Микроэкономика”, “Макроэкономика”)
Преподавать мне предложили сразу после окончания учебы. Изначально я должна была остаться работать в деканате, но потом наш декан мне сказал, что есть возможность преподавать, и спросил, не хотела бы я попробовать. Я согласилась, потому что в детстве мечтала быть учителем.
Поначалу было дико интересно. Мне нравилось всё: учить, давать задания, проверять их, всё контролировать. Но к текущему моменту, спустя семь лет, стало немного скучно преподавать данную мне дисциплину. Я преподавала за деканом микро- и макроэкономику, практическую часть. Так как что-то новое туда не внесешь, максимум – видоизмененные задачки, мне начало это надоедать. Плюс ко всему административная деятельность стала меня очень сильно нагружать, поэтому с текущего года я отстранилась от преподавания, но оставила за собой ведение курсовых работ, различные виды учебной, производственной и преддипломной практики, прием зачетов и экзаменов. Однако опыт, который я получила от преподавания в ГУ, колоссальный, нигде такого опыта не получить.
Так как я здесь училась, то в некоторых моментах мне было проще. Например, я обучалась по книгам, по которым потом продолжила преподавать. Было достаточно просто структурировать курс и по своему опыту давать задания. Плюс я знала проблемы студентов, которые могут возникнуть, потому что сама на эти же грабли в свое время наступала, знала основные вопросы с подвохом, которые могут быть на экзамене, и студентов готовила непосредственно к этим вопросам, чтобы они не повторяли моих ошибок. Для меня этот университет стал родным, так как я училась здесь 5 лет. Сначала на специалитете, потом пошла в аспирантуру, закончила её, и, уже в ГУ, параллельно работала и преподавала. Получается, как я в 2009 году попала в этот университет, до сегодняшнего дня из него еще не выходила, поэтому для меня это настолько родные стены, что я себя ощущаю как дома.
Самый основной плюс – это контакт со студентами. Просто со стороны деканата они относятся к тебе по-другому, а когда ты преподаватель, то это уже твои студенты. Они тебя слушают, не перебивают, не спорят, ты их чему-то учишь. Поэтому я думаю, что важный плюс – знать студентов с учебной точки зрения и видеть, какие они на самом деле.
Александр Юрьевич Маракулин (дисциплины “Гражданское право”, “Гражданское и информационное право”, “Правовые основы журналистики” и др.)
Дело в том, что я и до этого уже работал преподавателем в государственном вузе. Поскольку времена были трудные, а это был 1992 год, то в качестве подработки я пошёл в Гуманитарный университет на юридический факультет и преподавал дисциплину «История государства и права России». Затем получилось так, что на факультете открылось отделение второго высшего образования, и я, посоветовавшись с деканом, решил получить второе высшее: первое у меня историческое, второе — юридическое. В результате, вместо исторических дисциплин я в основном занимаюсь правовыми на тех факультетах, где есть правовые курсы.
Студентом я был странным, поскольку преподавать в ГУ начал раньше, чем учиться. Будучи студентом, я продолжал преподавать в университете, поэтому имею представление о том, как чувствует себя студент, но, повторяю, мой взгляд на вещи не такой, как у всех остальных. Таких, кто работать начал раньше, чем учиться — единицы.
Для меня главные плюсы в работе – это постоянное общение с людьми, новые знакомства. Не буду говорить, что мы вампиры, но немного подпитываемся от студентов хорошими эмоциями.