Выпускница ФСТ – обладатель специальной премии Международного фестиваля современной хореографии в Витебске

29 ноября 2022 года

Постфолк миниатюра “Утица” в исполнении выпускницы ФСТ Марии Тарбеевой стала обладателем Специальной премии “За использование фольклорной корневой культуры в современном танце” XXXIII Международного фестиваля современной хореографии IFMC в Витебске. Поздравляем!

Танцевальная компания “Денница” (художественный руководитель Анна Полякова) стала участником XXXIII Международного фестиваля современной хореографии в Витебске «IFMC».

Международный фестиваль современной хореографии в Витебске (IFMC – International Festival Modern Choreography) проводится ежегодно с 1987 года. Это один из старейших и значимых фестивалей современной хореографии на постсоветском пространстве. Фестиваль стал первым и до 1997 года оставался единственным форумом современного танца на территории бывшего СССР. Программа IFMC включает балетные спектакли, выступления театров танца, оригинальные выставки фото и живописи, посвященные танцу, практические мастер-классы, лекции о современном искусстве, презентации, пресс-конференции, открытые дискуссии, кинопоказы. Основным событием фестиваля является международный конкурс, который проводится раз в два года, чередуясь с белорусским конкурсом современной хореографии.

В этом году в состав Международного жюри конкурса IFMC’2022 вошли:

  • Игорь Колб – Заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, главный балетмейстер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь, председатель жюри (Беларусь).
  • Арман Балманукян – лауреат международных конкурсов, танцовщик, хореограф, педагог, художественный руководитель «Balmanukyan Dance Project», арт-директор Международного Летнего Фестиваля Современного Танца «SUMMEET» (Армения).
  • Jeanne Yasko – хореограф, танцовщица, педагог STEPZ Dansestudio в Копенгагене (Дания).
  • Igor Kirov – лауреат международных конкурсов, танцовщик, хореограф, педагог, художественный руководитель «The Kirov Dance Company» (Северная Македония).
  • Ольга Пона – хореограф, лауреат Национальной театральной премии России «Золотая маска», художественный руководитель Челябинского театра современного танца (Россия).
  • Ирина Лавренова – солистка Королевского балета Швеции, приглашенная танцовщица ведущих балетных театров мира, педагог (Швеция).

Экспертный совет IFMC’2022 в составе:

  • Лариса Барыкина – музыкальный и театральный критик, арт-директор международного фестиваля современной хореографии «На грани», член экспертных советов и жюри Национальной театральной премии «Золотая Маска», российских и международных премий и конкурсов, руководитель Школы театральной критики СО СТД, председатель экспертного совета (Россия).
  • Светлана Гутковская – хореограф, лауреат международных конкурсов, кандидат филологических наук, профессор, заведующий кафедрой хореографии Белорусского государственного университета культуры и искусств (Беларусь).
  • Светлана Улановская – танцевальный критик, исследователь современного танца, лектор, преподаватель кафедры хореографического искусства Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, PR-директор Международного фестиваля современного танца Open Look (Россия – Беларусь).
  • Татьяна Ратобыльская – кандидат искусствоведения, музыкант, журналист, исследователь в области современного танца и театра (Германия).
  • Татьяна Котович – профессор, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории и культурного наследия ВГУ им. П.М. Машерова, исследователь русского авангарда (Беларусь).

Постфолк миниатюра “Утица” в исполнении выпускницы факультета современного танца Марии Тарбеевой (хореография Анастасии Мироновой, под руководством Анны Поляковой) стала обладателем Специальной премии “За использование фольклорной корневой культуры в современном танце”.

Сама Мария о своей героине говорит так: «Для меня Утица – воплощение того, о чем я могу сказать только в этой работе. Она про трепетность, особую чувственность восприятия, одиночество и желание, а может даже необходимость того, чтобы ее услышали. Она задается вопросами в надежде найти ответ хотя бы на один из них: одна в этом большом мире, где кажется, что нет никого, кому удалось бы по-настоящему понять и разделить ее душевные терзания, сомнения и указать правильный путь. Она извилисто плывет, порой утопая, но вновь взлетая над водной гладью, бьется крыльями о воду и уже словно кричит о своих чувствах…помимо прочего, Утица совсем не бесхарактерная сентиментальная девушка. Напротив, внутри нее особый стержень, большая сила и смелость, мудрость и принятие”.

К слову, постфолк миниатюра «Утица» стала обладателем Гран-при XI Международного фестиваля-конкурса современной хореографии «Новая Лиса-2022» в г. Саранске (Республика Мордовия).

Анна Полякова, заведующая кафедрой хореографического искусства и художественной культуры, художественный руководитель Марии:

“В традиционном русском фольклоре образы водоплавающих птиц (уток, гусей, лебедей) играли исключительную роль. Зачастую именно они маркировали собой сферу сакрального в обрядовых песнях и танцах календарного цикла. Так, «Уточка полевая» или «Уточка луговая» были характерными персонажами Масленицы – праздника, связанного с культом предков и заклинанием плодородия грядущего земледельческого года. В то же время утка, или утица, или утушка символизировала образ девушки, молодой женщины, невесты. Обращение к образу утки символизировало поклонение творческим силам природы, женскому началу. Ведь когда невесту в свадебной песне величали Утицей, то воспевали ее назначение как существа, которому предстоит участвовать в великом деле воспроизводства рода.

В традиционной культуре любой ритуал, кроме всего прочего, предназначен для преодоления кризисных ситуаций. Вот и в жизни человека есть ситуации кризиса (переход из этого мира в тот мир, переход невесты из девичества в состояние замужней женщины и т. д.). Это кризисные переходные ситуации, а в мифологии они уподобляются смерти (вообще, всякая переходная ситуация – это ситуация в символическом плане смертельная). Назначение ритуала как раз состоит в том, чтобы помочь людям (или природе) преодолеть эти кризисные ситуации. Всякий ритуал основан на дихотомии – отношении «смерть – новое рождение». Одно умирает – и тут же рождается другое. Это не просто смерть, а смерть, чреватая новым рождением.


Фото с пресс-конференции с лауреатами и победителями конкурса

Так и в нашей постфолк миниатюре происходит преодоление этой кризисной ситуации: смерть Утицы как девушки и ее новое рождение как замужней женщины.

Для нас “Утица” – это женский архетип, воспетый во многих фольклорных произведениях как образ женщины-хозяйки, создающей тепло и уют в доме, ловкой в быту, женщины изящных плодовитых форм, «земной». Данный образ обладает особой «теплой» красотой, достоинством.

Важным для нас является и музыкальный материал работы – песня “Плавала утица по синему морю” в исполнении Ольги Сергеевой (1922-2002) – фольклорной певицы, которую отличала присущая ей манера исполнения, сочетающая в себе строгость и открытость, эмоциональную сдержанность и душевную простоту. “Знак русского» — как определял песни Ольги Сергеевой Андрей Тарковский”.