Берите пульт управления своей жизнью: психолог о том, как справиться со страхом перед экзаменом

5 декабря 2022 года

До сессии осталось меньше месяца: публикуем рекомендации психолога для снятия напряжения перед этим ответственным периодом.

Анна Елисеева – психолог-практик. Имеет высшее образование психолога и владеет дополнительными вспомогательными методами работы. Специалист по проведению телесной и гештальт-терапии рассказала о важности внутренней мотивации специалиста и поделилась со студентами ГУ рекомендациями для снятия напряжения перед экзаменами.

Желания узнать, как устроены люди, и познать основы мироздания привели меня в психологию. Только тот, кто имеет внутреннюю мотивацию, после получения высшего образования останется в профессии. Изучение функционирования психики человека занимательно. Каждый борется со страхами и только благодаря внутренней мотивации успех гарантирован.

Актуально ли сейчас психологическое образование? На данный момент, это одна из популярных профессий. Образование необходимо. У меня есть коллеги, которые получили практическое образование, им очень не хватает знаний. Но если получить только лишь базовое образование, будете работать в государственном учреждении, а там заработок мизерный. Поэтому в профессии мало кто задерживается, а если остаются, то из своего интереса. Есть хорошие организации, но найти их сложно. После окончания вуза необходимо получить дополнительное образование по приобретению навыков проведения психотерапии, тогда возможно вести свою частную практику и иметь достойный заработок.

Меня смущает, что сейчас каждый эксперт. Это опасно для людей, потому что психологическая помощь оказывается неправильно и люди разочаровываются. Можно посетить курсы и пойти причинять «добро» людям, тем самым вредя им. Для того, чтобы стать профессионалом своего дела, важно учиться, учиться и еще раз повышать свои практические навыки.

Поговорим том, что часто мешает студентам: о страхе

Важно обнаружить и признать свой страх. По-настоящему бесстрашных людей очень маленькое количество. И у таких людей есть психическое заболевание. У большинства людей все же есть страхи. И это нормально. Важно их замечать, принимать в себе и выбирать способы, как с ними обходиться, чтобы страхи не накрывали вас с головой и не отнимали силы.

Страх нам нужен, чтобы сохранить себя в случае опасности. И в связи с ним есть три реакции: бей, беги, замри. Каждый человек под действием страха имеет разную привычную реакцию. Один человек закрывается, замирает и не может пошевелиться (к примеру, ответить что-либо на экзамене). Второй трансформирует свой страх в злость – и это тоже хороший ресурс: «Я пойду и докажу, что могу сдать этот экзамен преподавателю, родителям или самому себе». Третий убежит, заболеет, опоздает, чтобы миновать стрессовую ситуацию.

Чего конкретно вы боитесь? Есть тревога: «я переживаю за что-то, за будущее». А есть страх, он всегда конкретный. Боитесь получить «двойку» или того, что отчислят? Когда определите – становится понятно, над чем работать. Когда студент получает низкую оценку и уже с этим опытом идет на следующий экзамен, он думает лишь о том, как бы избежать этого. Его мысли только о провале, а это мешает сконцентрироваться на том, чтобы взять и выдать информацию, которая от него требуется.

В этой проблематике важно найти внешние и внутренние опоры. Что это значит? Допустим, если мне страшно, я могу бояться один и себя внутренне подбадривать, а могу бояться с кем-то. К примеру, найти еще соседок по общежитию, своих одногруппников, с которыми можно переживать, трястись вместе и делиться, кому как страшно. Когда мы говорим о своем страхе, он снижается.

Как справиться со стрессовой ситуацией на сессии

  • Определить, чего конкретно вы боитесь? К примеру, страшно получить «двойку» или что вас отчислят. Когда определите, по поводу чего ваш страх – становится понятно, над чем работать.
  • Отделить, что вы нафантазировали, додумали, от того, какие страхи предупреждают вас о реальной опасности. Страх может быть надуманным или приобретённым от полученного травмирующего опыта, а может от реальной угрозы.
  • Организовать подготовку к экзамену. Волнение будет сильнее, если вообще не готовиться. А если готовиться – то как организовать? Необходимо определить нагрузку на день, то есть решить, сколько вопросов в день вы будете разбирать. Структурировать и обязательно делать перерывы в подготовке. Важно себя как-то наградить, например, вкусняшкой. Организму важны вспышки радости для того, чтобы не истощать нервную систему. Также важен хороший сон и еда.
  • Вспомнить свой успешный опыт и перенести его на данную ситуацию. Можно поддержать себя так: «У меня было что-то подобное, я с этим справился. Как я могу это применить в данной ситуации?».
  • Уделить время безопасности. Страх – это реакция на то чувство, когда кажется, что сейчас будет небезопасно. То есть выделить время на: «какое мне место сесть, так, чтобы мне было комфортно, чтобы я себя чувствовал более расслаблено, какую позу принять, какую одежду надеть, чтобы мне было комфортно. Как еще о себе позаботиться?». Возьмите шпаргалки, может вы в них и не посмотрите, но эффект того, что они рядом, вас успокоит.
  • Выброс через телесные проявления. Для более активных и тревожных студентов. Когда человек сильно тревожится – ему нужно телесно выплеснуть избыток напряжения. Побегать, попрыгать, покричать, позвучать перед тем, как зайти в кабинет, в котором идет экзамен.
  • Опереться на дыхание. Для тех студентов, кому сложно говорить на экзамене, кто больше замирает. Перед тем, как вы пойдете рассказывать свой билет, можно положить руку на грудь и начать замечать свое дыхание. Когда человек замер внешне, внутри у него буря эмоций, а выплеснуть он это не может – нужно начать медленно дышать. Это важно, так как в это время активизируется симпатическая нервная система, которая отвечает за отдых. Таким образом, нервная система расслабится. В ситуации замирания человек почти не дышит, там не до проявления своих знаний. Важно обратить внимание на то, как вы дышите. Вдох –  это то, что вы берете извне, выдох – вы что-то отдаете. Таким образом, через выдох вы вновь проявляетесь. «Когда я дышу, то замечаю, что я есть. Я не где-то в мыслях о будущем или думаю о прошлых поражениях. Я ЗДЕСЬ. В этом моменте. Я ЕСТЬ».
  • Почувствовать и заметить опору под собой. Почувствовать, как вы опираетесь стопами в пол, таз опирается на стул, а позвоночник на спинку стула. В это время почувствовать, что вы есть такой, какой вы есть. Со всеми страхами и тревогами, пол и стул вас выдерживают. Вы будете чувствовать себя более безопасно, когда поймете, что на что-то опираетесь. В момент, когда вам страшно, вы не присутствуете здесь, вы в мыслях: «А что меня там ждет, как это развернется». Чтобы снизить страх, нужно вернуть человека в настоящий момент. В настоящем я просто сижу.
  • Рассказать о том, что было интересно. Здорово, когда студент идет сдавать экзамен не с той мыслью, что он маленький ребенок и его сейчас будут оценивать. А с той, что, изучив предмет, он идет преподавателю рассказывать, о чем узнал. «Я иду делиться». С таким подходом легче пережить факт оценки. Когда попадается какой-либо билет, вспомните, что вам было интересно по этой теме, и расскажите преподавателю. Ослабив напряжение, вы будете смотреть на преподавателя не как на опасного серого волка, а как на приятного собеседника. И вы рассказываете не потому, что он не знает, а так вы проявляетесь как личность. Это помогает выйти из роли жертвы.

Я надеюсь, что когда-нибудь у студентов и преподавателей будет другой контакт. Психолог может подсказывать, чтобы они замечали детали. Все играют какую-то роль и пытаются не упасть лицом. Мало искренней проявленности и качественного контакта. В школе и университете всегда есть какое-то напряжение, не очень безопасно проявляться.

Я верю, что в скором времени старые шаблоны взаимоотношений и позиция преподавателя «сверху», а студента «снизу» будут пересмотрены. В этом мало эффективности и много страхов, переживаний, травмирований.

Преподаватели и студенты похожи в своих уязвимостях. Если бы они рискнули сесть за круглый стол и имели смелость говорить, прислушиваться друг к другу и чувствовать безопасность в проявлении – было бы меньше напряжения. Так учебный процесс здорово преобразуется и станет очень познавательным и интересным.

Несмотря на то, какой у вас страх, важно принимать себя таким. Разрешить себе, сказав: «Да, я боюсь, тревожусь и разрешаю себе чувствовать страх, переживания. Я разрешаю себе быть в этой ситуации. Разрешаю этой ситуации быть в моей жизни». Если скажете эти вещи – вы разрешите себе выйти из позиции жертвы. Вы берете пульт управления своей жизнью: решаете, какой сделать выбор и как обходиться со своими переживаниями. Меньше борьбы и больше принятия себя.

Беседовала Елена Хохрякова, ЖурМК