Консерватизм и рутина образовательного процесса, воспроизведение подходов предыдущих эпох, миметические инновации («чтобы было, как у всех»), ориентация на среднестатистического студента-клиента – уходят в прошлое и больше не соответствуют происходящим в обществе социальным и экономическим изменениям. Сегодня в образовании на первый план выходят уникальные образовательные практики: развитие способов критического мышления, формирование готовности студента к самостоятельным решениям, к осознанному самостоятельному выбору, практико-ориентированное/проектное образование. Какова же маршрутная карта трансформации университетов? Какими должны быть практики, воспитывающие субъектность студентов? Каким требованиям должен соответствовать педагог? Все эти вопросы требуют новых инструментов и поиска валидных оснований для исследования современного образовательного процесса.
Предполагается работа следующих секций:
1. Философско-культурологической
«Философские проблемы образовательной экосистемы: зачем, чему и как учить в сложном мире?» (руководитель секции д-р филос. наук, профессор Л. А. Закс).
Тематические фокусы. Происходящие в современной культуре социальные, экономические, политические и ментальные изменения влияют на систему образования, ее цели и содержание, актуализируют потребности в переосмыслении образовательных стратегий. Вопросы о том, что такое современное образование, современный университет, остаются открытыми и дискуссионными. А ответы во многом зависят от видения современного общества как социокультурной системы и тенденций ее развития. В ситуации динамизации структур-порядков и непрерывного обновления содержания всей социокультурной жизни традиционные ценности должны органически соединяться с современными, инновационными ценностями, знаниями и технологиями. На смену узкой специализации приходит универсальный профессионализм, включающий как мощный и всесторонний социокультурный бэкграунд и потенциал постоянной креативности, так и владение цифровыми ресурсами. Осознают ли эти изменения в университетах? Каковы функции и смыслы образования в современном мире? Каковы новые проблемные ситуации образования, требующие новых изобретений и практик (новых нарративов)? Умеем ли мы воспитывать в обучающихся готовность к новизне, непредсказуемости, поливариантности и сложности современного мира и его эволюции? Что можно и нужно сохранить из традиционной парадигмы образования? Какова ведущая позиция педагога и каковы траектории развития обучающихся, если новая культурная ситуация формирует иной тип образовательных коммуникаций? Каковы технологические и ценностные перспективы и проблемы цифровизации образовательной среды? Выделенные для обсуждения вопросы проблематизируют ключевые дефициты отечественной системы высшего образования, а также наши способы учиться, мыслить, жить и действовать в современном мире.
2. Экономической
«Экономическое образование в 21 веке: достижения и проблемы» (руководитель д-р экон. наук, доцент С. А. Мицек).
Тематические фокусы. Экономическое образование и реальная экономика: проблемы взаимодействия. Роль экономического образования в жизни общества. Экономическое образование и экономические науки: прямая и обратная связь. Методы и инструменты экономического образования: задачи совершенствования.
3. Правовой
«Юридическое образование (в XXI веке): проблемы и тенденции, традиции и новации» (руководители: д-р юрид. наук, профессор А. П. Семитко; д-р полит. наук, доцент С. И. Глушкова).
Тематические фокусы. Универсальные ценности и актуальные требования в подготовке современного юриста. Основные тенденции и проблемы, традиции и новации в подготовке юристов: бакалавров, магистров, аспирантов. Цифровизация образования. Универсализация, междисциплинарность и специализация юридического образования. Федеральные стандарты и региональные особенности в российском юридическом образовании. Интерактивные формы организации учебных занятий для студентов-юристов. Дистанционное обучение: плюсы и минусы или только минусы? Модельные учебные судебные процессы в вузах: сценарии и форматы. Юридические клиники и их значение в подготовке будущих профессионалов. Практическая подготовка юристов: основные проблемы и варианты их решения. Взаимодействие с работодателями и внешними руководителями учебной и производственной практики. Учебно-методическое сопровождение подготовки юристов: вопросы количества и качества. Научная и практическая составляющая в современном юридическом образовании. Критерии оценки качества подготовки юристов.
4. Социально-психологической
«Психология образования» (руководитель член-корреспондент РАО, д-р психол. наук, доцент О. Ю. Зотова).
Тематические фокусы. Психология образования: новое содержание и возможности в решении социально-значимых проблем; актуальные психологические исследования и образовательные практики; личностный и профессиональный ресурсы развития педагога в меняющемся мире; психологические аспекты цифровизации образования; современное состояние психологической безопасности образовательной среды; актуальные проблемы личности в образовательном процессе.
5. Педагогогической психологии (секция УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»)
«Актуальные проблемы педагогики и психологии» (руководители: канд. пед. наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики УО «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» В. А. Бейзеров; канд. пед. наук, доцент В. Н. Дворак).
Тематические фокусы: тенденции развития системы подготовки современного педагога, общие вопросы развития психолого-педагогической науки и современной системы образования, общие и частные методики преподавания дисциплин, совершенствование идеологической и воспитательной работы в образовательных учреждениях, информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности педагогов учреждений образования, глобализация, регионализация, коммерциализация образования; вопросы общей, медицинской, семейной, спортивной психологии.
6. Журналистики, рекламы и связей с общественностью
«Медиаобразование в XXI веке: практико-ориентированный подход» (руководители: канд. филос. наук, доцент С. Д. Балмаева; доктор культурологии, доцент А. В. Дроздова).
Тематические фокусы. В современном мире с увеличением объема информации и усложнением всех видов коммуникаций, развитием медиаканалов от традиционных до новой генерации чат-ботов «жизненный цикл» знаний и навыков стал коротким и одновременно требующим от студента освоения в течение обучения созвучных времени практических компетенций. По мнению экспертов, университеты хронически не успевают за изменяющимися коммуникациями, технологиями и рынком труда, все это приводит к необходимости трансформации и пересборке существующих образовательных программ с ориентацией на проектное обучение, или получение знаний через прикладные кейсы.
7. Социально-культурного сервиса и туризма
«Современное туристское образование: острые проблемы и новые форматы» (руководитель канд. социол. наук, доцент С. А. Рамзина).
Тематические фокусы. Кризисные ситуации второго десятилетия XXI века выявили многочисленные взаимосвязи между участниками туристской отрасли и самой туристской экосистемой. Усложнение развития туризма и HoReCa требует гибкого подхода в подготовке кадров туристской сферы. На секции обсуждаются вопросы: Как учить туризму, гостеприимству и сервису в университете при условии мгновенного устаревания информации? Как применять форматы «микрообучения», разрабатывать профессиональные программы персонализированных курсов и тренингов? Как создавать туристские школы в качестве центров профессиональных компетенций? Как обеспечить доступность обучения передовому опыту внутри производственных цепочек в сфере туризма?
8. Управления персоналом
«Профессиональная подготовка специалистов в области управления персоналом: актуальные задачи и тренды» (руководитель канд. психол. наук, доцент Т. Л. Сморкалова).
Тематические фокусы. Современные тенденции и проблемы подготовки менеджеров по персоналу. Дистанционное обучение специалистов в области управления персоналом. Модернизация управленческого образования. Национальные модели подготовки управленческих кадров. Цифровая трансформация образовательной среды. Профессионально-ориентированное обучение управленческих кадров. Профессиональный стресс педагогических работников.
9. Информационных технологий
«Проблемы обучения в эпоху искусственного интеллекта» (руководители: канд. техн. наук, доцент А. В. Агеносов; д-р экон. наук, доцент Н. В. Хмелькова).
Тематические фокусы: возможности и риски, связанные с цифровизацией и стремительным проникновением технологий искусственного интеллекта в сферу образования; вопросы понимания роли искусственного интеллекта в решении рутинных задач обучения и реализации творческого компонента образовательной деятельности.
10. Физической культуры и спорта
«Физкультурное образование в 21 веке» (руководитель д-р пед. наук, доцент Г. А. Ямалетдинова).
Тематические фокусы. Интеграция европейской и восточной культур в процессе обучения адаптивной, физической культуры и различных видов спорта. Личностное и коллективное проектирование оздоровительных и спортивных программ в условиях неопределенности. Новые возможности и проблемы, создаваемые цифровизацией образовательной среды.
Сборник материалов будет издан после проведения конференции и размещен в РИНЦ на сайте Научной электронной библиотеки постатейно (полные тексты в открытом доступе). Лучшие доклады будут отобраны к публикации в тематическом номере журнала «Вестник Гуманитарного университета».
Требования к оформлению тезисов и другую более подробную информацию можно найти в официальном информационном письме