Эта конференция стала для Гуманитарного долгожданным событием: учёные с мировым именем, признанные практики и специалисты в самых разных сферах на протяжении двух дней обсуждали столь волнующие вопросы современности.
В конференции приняли участие более 180 преподавателей и студентов из вузов Екатеринбурга, Москвы,Перми, Челябинская, Тулы, Чайковского, Благовещенска, Ярославля и т.д., организаторы получили тезисы от зарубежных авторов из Республики Беларусь, Италии, Китая, Сирии, Северной Македонии.
На пленарном заседании в креативном кластере «Домна» участники имели удовольствие услышать выступления сразу четырёх спикеров. Мы с удовольствием публикуем видеозаписи выступлений двух приглашённых экспертов из других городов.
Александр Григорьевич Асмолов, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва), директор Школы антропологии будущего РАНХиГС (г. Москва).
«Портрет несуществующего Университета: эссе о преадаптации к изменениям»
Ульяна Юрьевна Раведовская, директор Школы образования Тюменского государственного университета
«Университет и преподаватель: рефлексия ролей»
Кроме вышеназванных спикеров, на пленарном заседании с докладом «Цифровые компетенции как инструмент творческой деятельности преподавателя» выступила директор Центра мониторинга качества образования Гуманитарного университета Елена Павловна Пьянзина. А председатель редакционной коллегии ИА «УралБизнесКонсалтинг», директор ООО «Май Брэйн, Ма», старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью ГУ Евгений Вячеславович Потапов поделился ценнейшим опытом практической деятельности в выступлении «Проектное обучение как системное вовлечение студентов в городские и региональные мероприятия. Предварительная оценка эффективности студенческих стартапов».
Панельная дискуссия же была посвящена эвристическим возможностям искусственного интеллекта в образовании, что вызвало неподдельный интерес у аудитории. Экспертами дискуссии выступили руководитель отдела анализа данных и машинного обучения компании NAUMEN Татьяна Васильевна Зобнина, доктор культурологии, профессор, директор Института образовательных стратегий Ирина Яковлевна Мурзина, председатель редакционной коллегии ИА «УралБизнесКонсалтинг» Евгений Вячеславович Потапов, креативный директор ивент-продакшена Dramatichno Егор Карфидов и декан юридического факультета Гуманитарного университета Алексей Павлович Семитко. Спектр вопросов, выдвинутых на обсуждение, был достаточно широк – от того, какие возможности и опасности несёт использование искусственного интеллекта в высшем образовании, до того, кому принадлежат продукты, сделанные с помощью нейросетей и как нам относится к легитимизации использования ИИ при написании студентами научных работ.
Параллельно панельной дискуссии в рамках секции социально-культурного сервиса и туризма прошел круглый стол «ЕкАрта: Неутраченный Екатеринбург». Студенты Гуманитарного университета разработали туристический маршрут-карту по деревянным здания XIX-XX веков эпохи модерна и купеческиv особнякам в русском стиле, ранее не включенным в городские туристические экскурсии. Все объекты находятся в фокусе грантового проекта, поддержанного благотворительным фондом «Синара».
Основная цель проекта – сохранение культурного кода города и его истории, а также поиск новых форматов для развития городского туризма. Студенты «разбили» маршрут по цветам для фокусировки и проработки экскурсионной программы. Деревянные постройки обозначены на интерактивной карте: к каждому объекту планируется создание аудиогида с голосами известных екатеринбуржцев, рассказывающих истории прошлого и настоящего.
Экспертами заседания выступили: канд. соц. наук Снежана Рамзина, рок-экскурсовод Светлана Толмачёва, директор турфирмы «8 слонов» Ольга Голомидова и маркетолог-аналитик Сергей Заякин. Также свои пожелания высказали и гости зала: молодое поколение отметило, что хотелось бы видеть на карте маршрут с использованием самоката, а старшее, что не хватает продуманности дистанций и, возможно, бумажных карт.
При этом спикеры отметили, что реализация проекта принесет ощутимый вклад в развитие городского культурного пласта Екатеринбурга.
Кроме того, на конференции свою работу провели целый ряд секций:
- На философско-культурологической секции обсуждали стратегии и траектории современного образования. Приглашённые учёные, преподаватели и аспиранты пытались найти ответы на следующие вопросы – зачем, чему и как учить в сложном мире?
- На экономической секции рассматривали достижения и проблемы экономического образования в XXI веке, а также в принципе роль экономического образования в жизни общества.
- На правовой секции тематическими фокусами стали универсальные ценности и актуальные требования в подготовке современного юриста. Обсудили основные тенденции и проблемы, традиции и новации в подготовке юристов: бакалавров, магистров, аспирантов.
- На секции физической культуры и спорта помимо целого ряда научных докладов была проведёна серия мастер-классов, которые вызвали повышенный интерес у студентов: “Китайский цигун – наука управления энергией и вниманием”, “Приемы самообороны с гимнастическими палками”, “Медитация в работе инструктора по йоге”, “Китайская гимнастика для всех: основы Бадуаньцзинь Чжуан Гун”.
- Участники секции «Актуальные проблемы педагогики и психологии» говорили о тенденциях развития системы подготовки современного педагога, обсуждали общие вопросы развития психолого-педагогической науки и современной системы образования, общие и частные методики преподавания дисциплин, совершенствование идеологической и воспитательной работы в образовательных учреждениях, делились опытом в использовании информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности педагогов учреждений образования.
- На социально-психологической секции шло обсуждение актуальных психологических исследований и образовательных практик, личностных и профессиональных ресурсов развития педагога в меняющемся мире, рассматривали психологические аспекты цифровизации образования и современное состояние психологической безопасности образовательной среды, дискутировали об актуальных проблемах личности в образовательном процессе.
Проректор по научной работе ГУ Алла Владимировна Дроздова: “Не в первый раз в Гуманитарном университете для конференции была выбрана тема трансформации современного образования. Как и девять лет назад («Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы», 2015 г.), так и сегодня в фокусе внимания находились вопросы: чему учить в современном университете, каковы модели современного образования, каким должно быть гуманитарное образование, которые не только не утратили своей остроты и дискуссионности, но и обрели новое звучание.
В те годы мы только начинали говорить о важности цифровых компетенций преподавателя и студента, прогнозировали, как новые IT-технологии принципиально изменят рутину образования, но тогда никто не мог и предположить, что появится еще одна цифровая технология – искусственный интеллект, инструментально переопределившая две главных проблемы образования: что мы преподаем, и как мы это делаем. Именно будущее образования, его ценностные смыслы, включающее в себя ставки на непредсказуемость и чувствительность к разнообразию задали нерв обсуждения на пленарном заседании и панельной дискуссии.
В разных форматах офлайн и онлайн, на разных секциях в конференции приняли участие более 180 преподавателей из разных городов России и зарубежных стран (Италия, Сирия, Китай, Республика Беларусь, Северная Македония).
Конференция – это не только важное научное событие для университета, но и огромный труд ее организаторов. Поэтому я хочу выразить благодарность всем руководителям научных секций, редакционно-издательскому отделу, модератору панельной дискуссии Е.В. Шлегель, пресс-службе университета, Г.А. Ямалетдиновой за организованные для студентов мастер-классы по восточным оздоровительным практикам, С.А. Рамзиной и студентам кафедры социально-культурного сервиса и туризма за профессиональное сопровождение конференции”.