В Гуманитарном университете прошел учебный судебный процесс, в котором приняли участие студенты, преподаватели юридического факультета и факультета журналистики и медиакоммуникаций.
Инициатором правового соперничества стал Свердловский творческий союз журналистов, который также подсказал тему (фабулу) модельного процесса. В подготовке участвовал старший преподаватель ЖурМК, секретарь СТСЖ Олег Федорович Медведев.
Во время процесса было рассмотрено настоящее обращение с изменениями в именах и названиях сторон. Суть дела состояла в том, что во время прямого эфира ведущая телепередачи позволила себе оценочные высказывания в адрес предприятия, которое ухудшало экологическую атмосферу региона.
Студенты ГУ примерили на себя роли истцов, ответчиков, участников эфира, а также правозащитников и судей.
Видеозапись процесса станет учебным пособием для гуманитариев.
Екатерина Минязева, студентка 1 курса ЖурМК: «В роли судьи я была впервые, поэтому это было очень необычное чувство. Непривычно было даже то, что я сидела со стороны юристов, а не журналистов. В первое время вообще не понимала ничего, что и как происходит, а уже со временем начала разбираться. Мне было необходимо: выслушать стороны (истец и ответчик), выявить все нарушения и их доказательства, выслушать мнения, в ходе процесса задавать интересующие дополнительные вопросы. В конце, опираясь на доказательства и аргументацию, выявить, кто же всё-таки прав и вынести решительный тезис.
Я считаю, что поведение ведущей в эфире допустимо, потому что журналисты в таких ситуациях должны, приведя аргументы и доказательства, отстаивать свою точку зрения».
Марина Курзина, студентка 1 курса ЖурМК: «Я впервые присутствовала на судебном процессе и считаю, что для меня, как для будущего журналиста, это было максимально полезно. Я узнала структуру проведения, даже смогла поучаствовать и поделиться мнением о рассматриваемом деле. Думаю, что такие мероприятия нужно проводить чаще, так как моя будущая профессиональная сфера будет напрямую связана с законом.
С моей точки зрения, ведущие не имели право высказываться в эфире, так как профессиональный журналист не должен выражать личную точку зрения, не смотря на критичность ситуации».
Александр Керн, студент 4 курса ЮФ: «В судебном процессе я выступал в качестве представителя ответчика и по совместительству являлся капитаном своей команды. В нее входили три человека с третьего курса и один человек с моего курса. Поскольку с исковыми требованиями мы были не согласны и считали, что они не подлежат удовлетворению, нам пришлось обработать большой массив информации, нормативных актов, подобрать судебную практику и по итогу подготовить свою аргументированную позицию.
В рамках данного судебного процесса удалось закрепить изученный правовой материал, а также получить определенный практический опыт в сфере судопроизводства.
Считаю, что такая форма взаимодействия студентов очень интересна и полезна, так как на этапе обучения в университете у студентов не всегда может быть возможность поучаствовать в реальном судебном процессе в наиболее важных ролях. Главной целью таких мероприятий является формирование у будущих юристов представления о юридической профессии и правосудии, о разнообразии правовых ситуаций, а также повышение качества подготовки выпускников. Для студента очень важно и необходимо закреплять свои знания на практике для того, чтобы в дальнейшем после окончания университета, он был готов справиться со всеми трудностями, которые возникают на его профессиональном пути».