Цифровая революция оказывает существенное влияние на все аспекты жизни человека и общества в целом. «Цифровая экономика и умное производство», «новая модель занятости», «новая социальность», «реальная виртуальность», «большие данные», ««искусственный интеллект», «промпт-инжиниринг», «интернет вещей», «цифровой университет» – прогнозируемые результаты, происходящего на наших глазах цифрового сдвига.
Куда движется динамично-сложный мир-современность? Каковы ожидания и реальность цифровой трансформации? Каков образ будущего «оцифрованного» мира? Каковы характеристики новой, основанной на цифровых технологиях, социальной реальности? Каковы содержание и формы определяемых цифровой революцией социокультурных изменений (институтов, практик, ценностей, сознания и поведения людей)? Каковы последствия цифровой достройки человека, его внешних расширений? Каковы критерии того, что есть подлинное творчество в новой, цифровой реальности? Какие образовательные практики, технологии и процессы подготавливают обучающихся к жизни и работе в цифровой среде? На эти вопросы лишь предстоит найти ответ, и вряд ли он будет однозначным.
Предполагается работа следующих секций:
1. Философско-культурологическая
«Гуманитарные науки в эпоху цифрового поворота» (руководитель секции д-р филос. наук, профессор Л. А. Закс).
Тематические фокусы. Цифровизация как исходное понятие в определении современной ситуации, характеризующее новый – цифровой поворот в культуре. Предпосылки и последствия цифрового поворота, которые находят проявление в таких процессах, как ускорение коммуникации и темпов социальной жизни; смешанная реальность, «расширенная личность» и «новая социальность»; усложнение производства и обмена информации и связанные с этим проблемы цифровой безопасности, а также верификации источников и автора; дистанция межу поколениями не только в рамках семейных и межличностных коммуникаций, но и в производственных и институциональных взаимодействиях.
Развитие информационных технологий изменило и фокус научных дискурсов, объектов исследования: миллионные коллекции текстов, исторические базы данных, цифровые архивы, электронные музеи обладают огромной емкостью, сетевой информацией и беспрецедентным доступом. Кроме того, появление принципиально новых источников, которые не существовали в доцифровую эпоху (результаты деятельности нейросетей, чат-ботов, социальных сетей и т. д.) – проблематизируют новые исследовательские стратегии и ставят вопрос об использовании цифровых методов в гуманитарных науках.
И главный вопрос: изменилась ли в результате названных и грядущих изменений сущность и специфика социогуманитарных наук и если изменилась, то как? Каковы черты новой научной социогуманитарной культуры и возможности влиять на жизнь общества и человека?
2. Экономическая
«Цифровизация экономики России: задачи, проблемы и решения» (руководитель д-р экон. наук, доцент С. А. Мицек).
Тематические фокусы. Как продвигается цифровизация экономики России? Какие меры предпринимает государство для поощрения этого? С какими трудностями приходится сталкиваться? Вопросы подготовки кадров для цифровизации экономики.
3. Правовая
«Цифровое право и цифровые права как ответ на вызовы новой цифровой реальности» (руководители: д-р юрид. наук, профессор А. П. Семитко; д-р полит. наук, доцент С. И. Глушкова).
Тематические фокусы. Что такое цифровое право? Цифровые права: новое поколение прав человека или цифровое оформление, цифровая трансформация классических прав? Современные информационные технологии и право: IT на службе прав человека или на службе государства, приоритеты и стратегии. Защита персональных данных в условиях цифровизации: вопросы кибербезопасности и безопасности личности. Цифровые технологии и личная безопасность: инструменты и механизмы защиты от кибермошенничества. Цифровые технологии в правоприменении и правовой деятельности в целом (в нотариальной, адвокатской, следственной и судебной практике, в работе государственных органов и служб). Цифровые инструменты и площадки, цифровая среда в системе оказания государственных услуг, в государственной и негосударственной защите прав и свобод человека и гражданина.
4. Социально-психологическая
«Искусственный интеллект и психология» (руководитель член-корреспондент РАО, д-р психол. наук, доцент О. Ю. Зотова).
Тематические фокусы. Революционные изменения, которые возникают в связи с распространением искусственного интеллекта и его проникновением во все сферы жизни общества, затронули и психологическую науку. Безграничные возможности ИИ сегодня активно используют для проведения психологических исследований, терапии и реабилитации, прогнозирования психических расстройств, анализа социального взаимодействия в группах, изучения общественных настроений и поведенческих паттернов, диагностики стресса, депрессии и психологического неблагополучия. Какова роль психологической науки в исследовании новых феноменов? Какие психологические проблемы возникают у пользователей технологий ИИ? В чем заключается суть концепции эмоционального искусственного интеллекта? Как ИИ может повлиять на работу психологов?
5. Секция педагогической и психологической инноватики
«Современные тенденции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в контексте цифровизации» (руководители канд. пед. наук, доцент В. А. Бейзеров, канд. пед. наук, доцент В. Н. Дворак).
Тематические фокусы: Цифровизация образовательных процессов и её влияние на развитие личности учащихся. Психологические аспекты внедрения геймификации в обучение. Развитие критического мышления и информационной грамотности у обучающихся в эпоху цифровизации. Использование цифровых платформ для психолого-педагогического мониторинга и поддержки учащихся. Влияние дистанционных форм обучения на межличностные взаимодействия и социализацию учащихся. Роль педагога-психолога в условиях цифровой трансформации образовательного процесса. Разработка и внедрение инновационных педагогических подходов в условиях гибридной формы обучения. Подготовка будущих учителей и психологов к работе в условиях цифрового общества. Конкурентоспособность учреждения образования и специалистов. Непрерывное образование.
6. Журналистики, рекламы и связей с общественностью
«Цифровое настоящее и будущее медикоммуникаций» (руководители: канд. филос. наук, доцент С. Д. Балмаева; доктор культурологии, доцент А. В. Дроздова).
Тематические фокусы. Трансформация медиа в условиях цифровой среды: сценарии развития. Экосистема и платформы цифровых медиа. Развитие AR/VR, интерактивных платформ и их влияние на изменения рыночных структур, бизнес-моделей, контента, состава аудитории. Искусственный интеллект как главный инструмент маркетинговых коммуникаций в цифровую эпоху. Новые подходы к созданию цифрового контента и взаимодействию с клиентами: эмоции, креатив и уникальность в эпоху алгоритмического текста. Медиатекст в цифровую эпоху: детерминанты и тренды.
Новые программы подготовки специалистов в области цифровых медиа.
7. Социально-культурного сервиса и туризма
«Цифровые тренды устойчивого развития предприятий сферы туризма и гостеприимства» (руководитель канд. социол. наук, доцент С. А. Рамзина).
Тематические фокусы. Развитие цифровых технологий привело к значительным изменениям в интернет-зависимых сферах туризма и гостеприимства. Какие возможности открыла цифровизация для быстрорастущей высокотехнологичной туристской отрасли? С какими угрозами приходится сталкиваться организациям туристского сектора экономики в цифровой среде? На секции обсудим вопросы влияния цифровизации на внедрение принципов и механизмов устойчивого развития на предприятиях туриндустрии; проблематику цифровой перестройки процессов формирования, продвижения и реализации туристских продуктов, услуг гостеприимства, организации конгрессно-выставочных мероприятий, подготовки кадров туристкой сферы.
8. Управления персоналом
«Цифровизация в управлении человеческими ресурсами» (руководитель канд. психол. наук, доцент Т. Л. Сморкалова).
Тематические фокусы. Цифровизация и автоматизация в управлении человеческими ресурсами: возможности и ограничения. Барьеры цифровизации в сфере управления человеческими ресурсами в России. Тренды цифровой трансформации в управлении персоналом. Цифровизация системы мотивации, адаптации персонала. Автоматизация пребординга и онбординга. Особенности работы с удаленными сотрудниками. Трансформация подходов к оценке персонала. Автоматизированная оценка персонала. Проблемы организации электронного кадрового документооборота. Цифровизация процесса обучения персонала. Искусственный интеллект в обучении и развитии сотрудников. Цифровые технологии в командообразовании.
9. Информационных технологий
«Информационные технологии в современном мире: pro et contra» (руководители: канд. техн. наук, доцент А. В. Агеносов; д-р экон. наук, доцент Н. В. Хмелькова).
Тематические фокусы: Современные тенденции развития ИТ-сферы. Цифровизация – прогресс технологий или социальный регресс? Алгоритмическое общество и алгократия – новые феномены цифровой революции. Как и чему учиться в эпоху искусственного интеллекта?
10. Физической культуры и спорта
«Новые вызовы цифровизации в сфере физической, адаптивной культуры, спорта: социум, бизнес, практика, образование, наука» (руководитель д-р пед. наук, доцент Г. А. Ямалетдинова).
Тематические фокусы. Формирование цифровой образовательной среды в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Перспективы и современное состояние цифровой трансформации сферы физической культуры, спорта России и Китая. Геймифицированное образование по физической культуре и спорту. Критерии, показатели и уровни развития прогностических способностей тренеров, преподавателей, инструкторов с учетом использования компьютерных онтологий. Носимые устройства и мониторинг здоровья спортсменов, людей разных возрастов и профессий.
Требования к оформлению тезисов и другую более подробную информацию можно найти в официальном информационном письме.