29 апреля, в Международный день танца, на факультете современного танца состоялось событие, ставшее уже традиционным и объединяющее профессиональное танцевальное сообщество – XIII Межвузовская студенческая научно-практическая конференция «Границы танца в современной культуре: думаем, пишем, обсуждаем». Руководитель конференции – кандидат культурологии, доцент кафедры хореографического искусства и художественной культуры факультета современного танца Гуманитарного университета, автор исследования «Современный танец в культуре XX в.: смена моделей телесности» Наталия Валерьевна Курюмова.
Современный танец, выходящий за рамки традиционных представлений о том, что есть танец и связанные с ним актуальные сценические жанры, – все это сегодня находится в фокусе современного гуманитарного знания. Ежегодная студенческая научно-практическая конференция факультета современного танца, за время своего существования расширившая свой статус до мероприятия межвузовского, – хорошая возможность для будущих и уже действующих молодых практиков танца (педагогов, постановщиков, исполнителей) попробовать свои силы в интеллектуальной, исследовательской деятельности, внести свою скромную лепту в этот обширный дискурс.
Почетными гостями конференции стали представители Екатеринбургского ресурсного центра «Хореографическое искусство» (МАУК ДО «Детская школа искусств №5»), рассказавшие о внедрении практик наставничества как условия непрерывного процесса в системе хореографического образования Екатеринбурга:
Наталья Валерьевна Лысцова, педагог-хореограф, заведующая хореографическим отделением МАУК ДО «Детская школа искусств №5», куратор Екатеринбургского ресурсного центра «Хореографическое искусство», художественный руководитель Заслуженного коллектива народного творчества «Ансамбль танца ДШИ №5» и «Театра танца Натальи Лысцовой», Заслуженный работник культуры РФ, Лауреат премии Губернатора Свердловской области – с докладом «Создание единого образовательного пространства в области хореографического искусства и хореографической педагогики как важный фактор «взращивания» собственных кадров с необходимым уровнем компетенций»;
Светлана Анатольевна Ряднова, заведующая отделением музыкально-теоретических дисциплин, преподаватель высшей категории, ведущий специалист Екатеринбургского ресурсного центра «Хореографическое искусство» и Поставничая Ольга Николаевна, педагог-хореограф, преподаватель танцевальных и теоретических дисциплин хореографического отделения МАУК ДО «Детская школа искусств №5», ведущий специалист Екатеринбургского ресурсного центра «Хореографическое искусство», педагог-репетитор Заслуженного коллектива народного творчества «Ансамбль танца ДШИ №5», Лауреат премии Главы города «Во славу Екатеринбурга», обладатель профессиональной премии «Признание»‑ с докладом «Специфика преподавания теоретических дисциплин на хореографическом отделении школы искусств (предпрофессиональные образовательные программы в области хореографического искусства)»;
Алиса Береснева, учащаяся программы начальной профессиональной подготовки «Хореография-ПРОФИ» МАУК ДО «Детская школа искусств №5», танцовщица молодежного коллектива «Театр танца Натальи Лысцовой» представила экзаменационную работу на тему: «Иллюзион. Танец в кинематографе» в рамках итоговой аттестации по дисциплине «История хореографического искусства» на тему «Лики танца. Отражение искусства танца в многообразии жизни».
Участники конференции (очные и заочные) – не только студенты факультета современного танца, но и представители других российских вузов: ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры»; ФГБОУ ВО «Тюменский государственный институт культуры» и другие.
Круг тем конференции разнообразен – как и сам танец. На обсуждение были представлены доклады:
№ | Ф.И.О. | Тема |
1. |
Платунова Алина Александровна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
От контактной импровизации до партнеринга: эволюция практик работы с гравитацией и взаимодействия в современном танце |
2. |
Шмаков Александр Александрович (ФГАОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского») научный руководитель: Берсенева Т.П., доктор культурологии, доцент |
Современный танец как феномен неклассического искусства |
3. |
Минеева Наталья Андреевна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») Смирнов Сергей Викторович ML-инженер компании SMEY.AL научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
Исследование взаимосвязи телесного движения и генерации звука |
4. |
Исакова Екатерина Леонидовна (ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина») научный руководитель: Пичуева А.А., старший преподаватель |
Неоклассический балетный театр как творение авангардистской эпохи |
5. |
Шабалина Виктория Николаевна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
Искусственный интеллект как инструмент в современном танце: как скоро на сцене будут танцевать одни роботы? |
6. |
Мотолыго Александра Олеговна, Малышева Варвара Андреевна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Полякова А.С., канд. культурологии |
Танцевальная культура Швеции: особенности бытования, возможности интерпретации |
7. |
Чигвинцева Екатерина Евгеньевна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
Современный танец в зеркале медиапространства |
8. |
Озорнина Любовь Александровна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
«Класс экспрессивной пластики» как предшественник российского танц-театра |
9. |
Клаповщук Екатерина Васильевна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
Соматические практики: трансформация тела танцовщика через движение и осознанность |
10. |
Задворнова Валерия Константиновна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
Современный танец в контексте постдраматического театра (на примере спектаклей Яны Туминой) |
11. |
Кокорева Александра Вадимовна (АНО ВО «Гуманитарный университет», «Хореографическое искусство») научный руководитель: Курюмова Н.В., канд. культурологии, доцент |
Перформанс в культуре Среднего Урала: Екатеринбург как место для танцевальных экспериментов |
В задачу экспертного совета, в который вошли: Курюмова Н.В., кандидат культурологии, доцент кафедры хореографического искусства и художественной культуры; Гурвич А.И., художественный руководитель факультета современного танца, доцент кафедры хореографического искусства и художественной культуры, художественный руководитель и хореограф Танцевальной компании «Окоём»; Лысцова Н.В., педагог-хореограф, заведующая хореографическим отделением МАУК ДО «Детская школа искусств №5», входила, кроме всего прочего, необходимость выбрать лучшие доклады для участия их авторов в конкурсе научно-практических работ студентов, магистрантов и аспирантов «Новые голоса в науке: идеи и проекты-2025». В результате – было выбрано пять наиболее, по мнению жюри, интересных, практико-ориентированных докладов. За призовые места в Общеуниверситетском конкурсе научно-практических работ Гуманитарного университета смогут побороться обучающиеся 2 курса Минеева Наталья Андреевна, Мотолыго Александра Олеговна и Малышева Варвара Андреевна, обучающиеся 3 курса Платунова Алина Александровна, Шабалина Виктория Николаевна, Задворнова Валерия Константиновна.
Научная деятельность будущих исполнителей, авторов хореографических произведений и преподавателей современного танца – необходимое условие не только их профессионального и личностного роста, но и университетского образования. Дух исследования и эксперимента присущ и самому современному танцу, как искусству. Ежегодная конференция – не только важная составляющая учебного процесса факультета современного танца, но и праздник, на котором студенты делятся результатами собственных научных штудий и открытиями в связи с явлениями того искусства, которому намерены посвятить жизнь.