Как не превратить подготовку к ЕГЭ в психологическую катастрофу?

15 февраля 2018 года

По просьбам родителей наших абитуриентов: интервью с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и прикладной психологии ГУ Татьяной Сморкаловой о том, как вместе с ребёнком без психологических потерь пройти ЕГЭ.

Месяц назад мы запустили рубрику “Родителям абитуриентов: это надо знать!”. И практически каждый день на нашу почту приходят всё новые и новые вопросы про поступление, права ребёнка, подготовку к экзаменам. Но больше всего вопросов о том, как помочь ребёнку в период сдачи ЕГЭ.

Обещали – выполняем: интервью с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры общей и прикладной психологии ГУ Татьяной Леонидовной Сморкаловой.

Татьяна Леонидовна, добрый день. Приближается лето, а значит, пора выпускных экзаменов и поступления в вузы. Сейчас в сети есть очень много советов для школьников, как им психологически подготовится к этому сложному периоду, но мало кто упоминает родителей — а ведь они нервничают и переживают нисколько не меньше детей. И сегодня мы хотим поговорить о том, как не превратить подготовку к ЕГЭ в психологическую катастрофу. Скажите, чем могут помочь родители своим детям в этот сложный период?

– Я думаю, что в период подготовки к ЕГЭ основная задача родителей – это создание эмоционально спокойной атмосферы в домашнем кругу. Проводили опрос среди старшеклассников: «В чем, на Ваш взгляд, должна заключаться помощь родителей при подготовке к ЕГЭ?». Оказалось, что 60% детей хотели бы именно психологической, моральной помощи и поддержки. В ситуации подготовке к экзаменам ребенку нередко не хватает собственной уверенности в своих силах, и в этой ситуации такой «палочкой- выручалочкой» могут выступить родители. Демонстрация родителями веры в его силы и способности, любви и уважения поможет ребенку легче справиться со сложной ситуацией экзамена. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Можно помочь своему ребенку со способом подготовки к экзамену. Все мы по-разному воспринимаем информацию, кому-то важно видеть, кому-то слышать, а кому-то потрогать, почувствовать. Если ваш ребенок визуал (больше запоминает то, что видит), то посоветуйте ему отмечать материал цветными карандашами или цветным шрифтом в планшете, компьютере. Если ребенок лучше воспринимает информацию на слух, то пусть наговаривает материал на диктофон или читает вслух, вы даже можете читать ему сами. Для кинестетиков информация усваивается через прикосновения: им можно посоветовать записывать то, что необходимо заучить.

– А как сформировать тот самый положительный настрой ребёнка на сдачу ЕГЭ и поступление?

– Лучшим мотиватором любого дела является выполнение его через «хочу», собственный интерес и желание, то есть необходимо показать ребенку, что он получит интересного, важного для себя, когда сдаст хорошо ЕГЭ. Например, это возможность продемонстрировать себя, свои способности, это возможность поступления в дальнейшем в тот вуз, который хочется, на ту специальность, которая интересна, начало нового интересного этапа жизни и т.д.

– У родителей разные подходы к воспитанию: кто-то даёт полную свободу, кто-то тотально контролирует. Нередки случаи, когда ребёнок сдаёт те предметы, которые выбрала мама, и поступает на ту или иную профессию не по своему желанию, мол, «родители лучше знают». Как найти золотую середину в контроле своего ребёнка?

– Уровень контроля должен соотноситься с возрастом ребенка. Чем младше ребенок, тем сильнее контроль, так как сам он еще не имеет сформированного внутреннего контроля и родители выполняют роль контроля внешнего, своеобразного «костыля», на который маленький человечек и опирается. Однако в юношеском возрасте контроль должен отличаться от детсадовского. В этом возрасте лучше выстраивать партнерские отношения с ребенком, давая ему свободу выбора, но и показывая, что делая выбор, он должен быть готов принять и его последствия. А насчет нахождения «золотой середины»: здесь нет четкого правила, каждый родитель сам находит его, так как только он знает своего ребенка лучше всех. Вместе с тем, если есть сомнения в «правильности» своего поведения, можно спросить себя: «Это на самом деле важно и необходимо для моего ребенка, или это необходимо мне, чтобы чувствовать свою нужность, чтобы снизить свой страх за ребенка…».

– Можно ли мотивировать ребёнка к сдаче экзаменов материальными благами? Мол, сдашь ЕГЭ на 90 баллов — куплю тебе айфон!

– Я думаю, вопрос о материальной мотивации решает каждый родитель для себя сам. Если рассматривать учебу и сдачу ЕГЭ как «работу», то вполне обосновано, что ребенок получает плату. Однако, если мотивация только материальная, то может получиться так, что такая мотивация перестанет работать. Лучше использовать разнообразные способы мотивации. А материальное поощрение может быть не только денежное, но и, например, поездка всей семьей на отдых, поход в любимый ресторан и т.п.

– А наоборот? Пугать чем-то в случае несдачи? «Не сдашь — на месяц отберу приставку!».

– Существует два вида мотивации: мотивация “от” и мотивация “к” (или мотивация «избегания неудачи» и мотивация «достижения»). Чаще всего люди, которые мотивированы на достижения цели, легче ее достигают, чем те, кто мотивирован на избегание проблем. Кроме того, страх наказания – это дополнительный стресс-фактор для ребенка, готовящегося к сдаче экзаменов.

– Может быть есть какие-то общие правила, как повысить эмоциональную устойчивость ребенка в течение подготовительного периода?

– Общих правил не существует, так как причины низкой эмоциональной устойчивости бывают разные. Есть приемы, позволяющие снизить тревогу, расслабиться, переключить внимание на позитивные мысли. Например, самое эффективное и простое упражнение для снижения тревоги и страха – это медленное и глубокое дыхание. Сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании. Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох. При этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна. Затем на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета и обычное дыхание.
Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии 1 – 15 см висела пушинка, которая не должна колыхнуться. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы отметите, что ваше состояние стало более спокойным и уравновешенным.
Если же наоборот, необходимо взбодриться, скинуть усталость и подготовиться к активной деятельности, то подойдет так называемое «ключичное дыхание». Лучше делать упражнение стоя. Данный вид дыхания осуществляется энергичным глубоким вдохом через нос, с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится. Уже после несколько циклов такого дыхания вы почувствуете прилив свежести и бодрости.

– А если ребёнок не сдаст экзамен? Как реагировать? И что делать дальше?

– Да, несданный экзамен – это серьезная неприятность и, вместе с тем, не конец жизни. Необходимо вместе с ребенком спокойно обсудить, что явилось причиной неудачного исхода? Как можно устранить эти причины? Что вы можете сделать, а что должен сам ребенок выполнить? Настроить на повторную пересдачу, сказав, что трудности – это неизменная часть жизни, и главное не то, что ты в них не попадаешь, а как ты их преодолеваешь.

– Нередки случаи, когда дети не выдерживают психологической нагрузки: возникают срывы, болезни, вплоть до попыток суицида…Как понять, что твой ребёнок на грани?

– Родителям стоит быть особенно внимательными к детям, если у них проявляются сразу несколько из нижеперечисленных характеристик:

1. Постоянно говорит о своих опасениях и страхах по какому-либо поводу, акцентирует, что не может избавиться от этих мыслей.

2. Стал замкнутым и угрюмым, вялым, хотя обычно был активным. Или наоборот: был спокойным – стал очень возбудимым.

3. Часто стал жаловаться на самочувствие, обострились хронические заболевания.

4. Беспокоит бессонница, кошмары, сон не приносит бодрости, ухудшается аппетит или наоборот – резко повышается.

5. Говорит, что он никому не нужен, ничего у него не получается, не видит перспективы своего будущего.

6. Частая смена настроения, раздражительность.

7. Не может сосредоточиться, потерял интерес к своему внешнему виду, стали активно проявляться навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, почесывание, постукивание пальцами и пр.).

– Финишная прямая, день экзамена наступил. Как в этот день напутствовать своего ребёнка?

– Самое главное – попытайтесь сами успокоиться, чтобы не передавать своему ребенку состояние страха и тревоги. Именно тревожность и страх снижают внимание, «парализуют» мышление, способствуют возникновению ошибок. Постарайтесь вселить в своего ребёнка уверенность в своих силах и спокойствие. И не стоит акцентировать внимание на том, что это важнейший день и т.п. – это также только усилит тревожность. Проводите ребенка в школу как обычно это делаете, чтобы у него создалось впечатление, что это такой же обычный день и ничего «ужасного» в нем нет. А накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

 

Дорогие родители! Если у Вас есть вопросы про период поступления-2018, которые Вы хотите задать специалистам любого профиля, отправляйте их на почту нашего сайта [email protected]: мы будем инициировать интересные для Вас материалы и комментарии профессионалов!