В минувшую пятницу в рамках проекта “Открытый университет” декан факультета бизнеса и управления доктор экономических наук, профессор Сергей Александрович Мицек пообщался с абитуриентами в прямом эфире и ответил на волнующие их вопросы. Если вы пропустили наш эфир, то даём вам краткое изложение главных тем.
1. О направлениях подготовки
Набор на бакалавриат в этом году идёт на два направления: “Экономика” и “Менеджмент”. При этом в рамках “Экономики” можно выбрать для обучения два профиля: «Цифровая экономика» и «Финансы и кредит». Как абитуриенту выбрать, куда пойти? Делюсь полезной информацией:
- Менеджмент готовит управленцев, которые потом будут руководителями компаний. Основной упор делается на дисциплины, связанные с разными направлениями управленческой деятельности: общий менеджмент, стратегический менеджмент, управление конкурентоспособностью, управление бизнес-процессами, инновационный менеджмент, управление человеческими ресурсами и т.д. Главной особенностью профессии менеджера является ее универсальность, позволяющая выпускникам быть востребованными на предприятиях всех форм собственности и во всех секторах экономики.
- Профиль “Финансы и кредит” готовит специалистов, которые будут работать в основном с деньгами и ценными бумагами, прогнозировать экономические процессы в сфере денежных, финансовых и кредитных отношений: в банках, на фондовом рынке, на промышленных предприятиях, в сфере услуг и так далее.
- Выпускники же “Цифровой экономики” будут работать преимущественно с интернет – технологиями, неважно где — они применяются в разных сферах: и на производстве, и в финансах, и в государственном управлении, и в личной жизни. Эти технологии очень быстро развиваются и будут заменять человека во многих направлениях его деятельности. Это уже происходит, это данность. В одной только России в ближайшие 10 лет будут созданы миллионы рабочих мест именно в области цифровой экономики. И мы должны подготовить нужных стране специалистов.
2. О преподавателях факультета
Попробую условно разделить преподавателей факультета по группам.
Первая группа, довольная большая, это наши штатные преподаватели. Есть приглашённые специалисты других вузов. Далее – фракция преподавателей из Академии наук (Уральского отделения), которые с удовольствием делятся своими знаниями с нашими студентами. Ещё одна большая группа – это преподаватели-практики. Это профессионалы, которые работают в бизнесе, но одновременно с этим хотят преподавать. Тут дело в нескольких вещах: во-первых, это работа с молодёжью, которая имеет «незашоренные» мозги, свежий взгляд на жизнь и задаёт интересные вопросы. Кроме того, преподавание – хороший вариант «ухода от текучки». Плюс к этому, человек, который успешно работает в бизнесе, имеет огромный объём знаний и опыта, а преподавая в вузе он весь этот массив структурирует: создаёт учебные курсы, учебные программы, кейсы – и, таким образом, получает пользу для себя, одновременно с этим обогащая знания других.
Ну и не будем забывать о приглашённых преподавателях: есть специалисты, которые приезжают из других городов России (в частности, из Москвы), а есть зарубежные учёные. В силу того, что я активно участвую в ряде международных проектов, у меня есть коллеги – ученые за рубежом, и я имею прекрасную возможность пригласить их выступить на нашем факультете (последние приглашённые – Курт Хафнер, профессор университета Хейлбронн (Германия), выступал с докладом «Макроэкономический анализ открытой экономики»; Тапио Палокангас, профессор университета Хельсинки (Финляндия) с докладом «Рост населения и изменение климата»; Чихиро Ватанабэ (Япония), профессор Токийского Технологического Университета, с докладом о росте эффективности экономики Японии).
3. О практике
Летом студенты обязательно проходят практику в организациях и предприятиях различных сфер деятельности— и это шанс, что место Вашей практики станет местом Вашей будущей работы. Место практики студенты вольны выбирать сами, но если возникают проблемы – мы помогаем устроиться. Главное, что студент должен усвоить на практике – это принципы, традиции и условия работы российского бизнеса.
4. О перспективах цифровой экономики
Вопрос от абитуриента: Гуманитарный принял первых студентов профиля “Цифровая экономика” год назад. По прошествии этого года выросла ли уверенность, что это “правильный путь”, что это будет востребовано, увеличился ли запрос от работодателей?
Однозначно, уверенность выросла. Мы получаем внушительную поддержку от государства. Не так давно в России была создана Национальная ассоциация по развитию цифровой экономики, и у неё есть региональное отделение у нас в Екатеринбурге. Я являюсь приглашенным консультантом этого отделения, где докладываю, как развивается цифровая экономика. Конечно, студенты ещё только на первом курсе, результатов пока немного. Важно понимать, что на данный момент цифровизация экономики поставлена на уровень государственной задачи! Правительством РФ принята целевая программа «Цифровая экономика Российской Федерации», где заявлено о необходимости готовить специалистов для высокотехнологичных бизнесов, использующих технологии промышленного интернета, обработки больших данных, робототехники, беспроводной связи, виртуальной и дополненной реальностей и других. У России прекрасные перспективы! Обратите внимание на следующий факт: Россия традиционно экспортирует нефть, газ, в последние годы активно экспортируется продукция сельского хозяйства. Но в то же время в России последние три года активно наращивается экспорт программного обеспечения, IT-технологий, мощное развитие искусственного интеллекта, нейротехнологий. Это уже несколько миллиардов долларов в год! Это говорит о том, что цифровые технологии распространяются всё шире и наша страна находится в этом плане на передовых рубежах. Я хорошо знаком с международными исследованиями по России в этой области – они доказывают, что у России есть великолепные перспективы и с точки зрения роста национального дохода, и рабочих мест, и повышения производительности и т.д. И поэтому человек, который выбирает цифровые технологии, найдёт хорошую и высокооплачиваемую работу. Это сфера постоянно будет прогрессировать и требовать подготовленных кадров. В этом смысле уверенность моя в том, что мы делаем правильное дело, возросла многократно.
5. Напутствие абитуриентам
Я завидую современному абитуриенту. Я был в вашем положении больше 40 лет назад. Сейчас всё по-другому. И дело не только в том, что сейчас, на мой взгляд, более справедливая система поступления в вуз, самое главное другое – учиться гораздо интереснее. Так много новых предметов, причём студент может ещё выбирать, есть много вариаций и дисциплины по выбору.
Столько замечательных преподавателей! Я всегда студентам говорю: трясите преподавателя как грушу, чтоб из него плоды падали: он многое может рассказать и из науки, и из практической деятельности. Гораздо больше, чем он обычно говорит на лекциях и семинарах; трясите его, используйте его (в хорошем смысле этого слова).
Сейчас масса разнообразных книг, у нас, в частности, прекрасная библиотека в университете, есть электронная библиотека, можно использовать невероятные возможности Интернета для получения знаний. Занимайся, работай, изучай.
Сейчас многие работают во время учёбы. Я понимаю это: хочется жить, хочется получать деньги и практический опыт – всё понятно. Но я бы всё-таки предложил больше внимания обратить на другое. Пока учишься – черпай знания, впитывай, общайся. Общайся с преподавателями, с научным руководителем, читай книги, завязывай контакты, полезные знакомства, подружись со своими однокурсниками и студентами других факультетов – это будущие твои партнёры. Будущие клиенты. Мне лично огромную пользу приносят мои связи, в том числе и университетские – я закончил Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Живите полнокровной жизнью, пользуйтесь университетом. Университет – это не только учёба, это огромный институт, который может дать и знания, и опыт, и знакомства.