Центр дополнительного образования ГУ проводит набор на программу профессиональной переподготовки «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы».
Даты проведения: 01.04.2024- 31.07.2024 г. Место проведения: г. Екатеринбург, ул. Сурикова 24 А, факультет социальной психологии АНО ВО «Гуманитарный университет».
Занятия проводятся в смешанном (офлайн и онлайн) формате. После окончания обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке (576ч.).
Программа предназначена для психологов, медицинских, социальных работников и для лиц с высшим профессиональным образованием. Стоимость обучения: 64 400 руб. (16100р. в месяц, возможна помесячная оплата).
Ответственный: Наталья Александровна Белоусова, тел 8 922 110 51 92, e-mail: nata.isk@mail.ru.
| Наименование модуля | Содержание и отчётность |
| Модуль 1.
Перинатальная психология как междисциплинарная область знаний
|
Основы современной демографической политики в России. Демографические аспекты репродуктивного здоровья населения. Социально-экономическое значение репродуктивного здоровья населения |
| Теории общей и социальной психологии: теория личности как основа перинатальной психологии, структура психических процессов, социально-психологическая специфика общения | |
| История развития и теоретико-методологические основы перинатальной психологии. Генезис перинатального знания в разные исторические периоды у народов мира | |
| Диадический подход к перинатальным психологическим исследованиям. Роль раннего детства в развитии личности | |
| Интегративный биопсихосоциальной подход в перинатальной психологии. Психосоматика и психология телесности в аспекте репродуктивной функции | |
| Психология семьи и семейных отношений. Перинатальная семейная психотерапия. Психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическое сопровождение родительства | |
| Перинатальная психология как отрасль психологии развития: психология беременности, родов и послеродового периода | |
| Промежуточная аттестация | Зачёт |
| Модуль 2.
Психофизиологические основы репродуктивной сферы и репродуктивный выбор |
Анатомия и физиология репродуктивной системы |
| Физиологические и психологические особенности беременности. Зачатие как начало репродуктивного процесса | |
| Основные психофизиологические аспекты родов | |
| Репродуктивный выбор: психосоциальные и акушерско-гинекологические факторы. Репродуктивные мотивы беременности | |
| Психосоматические аспекты здоровья репродуктивной сферы | |
| Психолого-педагогические, социальные аспекты семейных взаимодействий на этапе ожидания ребенка | |
| Социально-психологические аспекты сохранения и укрепления психофизического здоровья матери и ребенка | |
| Патофизиологические факторы нарушений репродуктивной функции | |
| Промежуточная аттестация | Экзамен |
| Модуль 3.
Феномен материнства и отцовства в современном мире |
Психологическая готовность к материнству в современном обществе. Этапы становления материнской потребностной-мотивационной сферы. |
| Психофизиологические аспекты родов | |
| Стили переживания беременности. Диада «мать-дитя» | |
| Феномен психологического бесплодия. Юридические и социально-психологические аспекты суррогатного материнства | |
| Внутриутробный психологический опыт плода. Пренатальное воспитание. Опыт народных традиций и семейная культура в период ожидания ребенка. Методы выхаживания и воспитания ребенка в родильной обрядовости | |
| Послеродовая депрессия матери и ее влияние на ребенка. Особенности психологического состояния родителей недоношенных детей. Девиантные формы материнства. Типология женщин, отказывающихся от новорожденных и детей с ограниченными возможностями здоровья | |
| Психологическое здоровье женщины в период беременности. Коммуникация с прародительской семьей. Феномен «бабушки» | |
| Отцовство как культурно-исторический и социально — психологический феномен. Триада «отец-мать-дитя». Роль отца в развитии базовых личностных образований в неонатальном периоде. | |
| Промежуточная аттестация | Зачёт |
| Модуль 4.
Развитие психики и базовых личностных образований в ранние периоды онтогенеза
|
Медико-психологические аспекты послеродового и неонатального периодов |
| Медицинские аспекты постнеонатального периода. Физиология и патология периода новорожденности | |
| Послеродовой период: психологические особенности матери и ребенка. Формирование привязанности ребенка к матери. Факторы, влияющие на нарушение эмоциональной связи между матерью и ребенком. Феномен психологической депривации | |
| Различные критерии периодизации психического развития и основные периоды раннего развития психики ребенка: пренатальный, перинатальный, натальный, неонатальный | |
| Влияние специфики протекания родов на формирование личности ребенка. Импринтинг. Бондинг и холдинг в формировании отношений в системе «мать-дитя» | |
| Психология и нейрофизиология ребенка первого года жизни. Социально-психологическая характеристика «сиблинговых» позиций | |
| Пренатальное воспитание. Роль материнских и отцовских функций в раннем онтогенезе | |
| Методы диагностики и практические приемы работы с ребенком в перинатальной психологии | |
| Промежуточная аттестация | Экзамен |
| Модуль 5.
Практический |
Организация и структура оказания современной медико-психологической помощи в охране репродуктивного здоровья населения. Трехуровневая система родовспоможения Свердловской области |
| Основные принципы организации психологического сопровождения беременности, а также семей, имеющих новорожденных детей | |
| Специфика медико-психологической реабилитации в репродуктивной сфере | |
| Алгоритм межведомственного сопровождения клиентского случая | |
| Эффективные методы психологической помощи в родах. Посттравматические стрессовые расстройства после родов | |
| Психологическая помощь и ее основные формы в работе перинатального психолога | |
| Взаимодействие роженицы с персоналом роддома. Преодоление пре- и перинатальных стрессов. Профилактика отказов при проблемах девиантного материнства | |
| Этические нормы и принципы оказания психологической помощи в репродуктивной сфере | |
| Промежуточная аттестация | Зачёт |
| Модуль 6.
Методы психологической диагностики в перинатальной психологии |
Методы психологической диагностики и их классификация |
| Требования к психодиагностическим методикам | |
| Определение качества и динамики развития партнерских и семейных отношений | |
| Диагностика готовности к родительству | |
| Специфика психодиагностики о в соответствии с периодами материнской доминанты: антенатальный (зачатия, беременности), интранатальный (родов), постнатальный (выхаживания, лактации) | |
| Комплексная оценка репродуктивного потенциала супружеской пары на стадии планирования зачатия | |
| Комплексная психодиагностика психоэмоциональных нарушений у женщин в перинатальном периоде | |
| Достоинства и ограничения практических методик, применяемых в перинатальной психологии | |
| Промежуточная аттестация | Зачёт |
| Модуль 7.
Психологические сопровождение и психологическая помощь в комплексном подходе к решению проблем репродуктивного здоровья |
Психологическое сопровождение и психологическое консультирование беременных женщин. Психотерапия и психопрофилактика в работе с беременными женщинами |
| Психологические, педагогические и социальные аспекты бесплодия, невынашивания беременности, нарушения течения беременности и родов, внематочной беременности, мертворождений. Специфика доабортного консультирования | |
| Перинатальная психология в кризисных и трудных жизненных ситуациях. Психологическое консультирование женщин со страхами будущей беременности. Психологическое сопровождение перинатальных утрат в различных ситуациях. Психотерапия горя. Травматические реакции при перинатальной утрате. Исключенные и непринятые перинатальные потери и их влияние на семейную систему | |
| Методы профилактики болевого синдрома в родах | |
| Психологическая поддержка и сопровождение отцовства в репродуктивном выборе. Психологическое сопровождение отцовства в родовом периоде: естественные и партнерские роды | |
| Психологическое сопровождение в процессе обращения к вспомогательным репродуктивным технологиям (ВРТ) | |
| Специфика семейного консультирования и этические проблемы при репродуктивном выборе на разных стадиях жизненного цикла семьи Основные проблемы родительства и детско-родительских отношений в практической работе психолога: осложнения зачатия и беременности; кризис семейных отношений при рождении ребенка; кризисные периоды развития ребенка; дети с проблемами в развитии. | |
| Психофизическое здоровье и психологическая устойчивость профессионала в психопрофилактике профессионального выгорания у специалистов помогающих профессий | |
| Промежуточная аттестация | Экзамен |
| Итого | 36 ч. |
| ИТОГ | Итоговая аттестация
Модель «Медико-социальное сопровождение категорий населения в социальной сфере» |
