«Нейрофизиологические основы психической деятельности»

16 апреля 2024 года

Центр дополнительного образования ГУ проводит набор на курсы повышения квалификации «Нейрофизиологические основы психической деятельности».

Центр дополнительного образования ГУ проводит набор на курсы повышения квалификации «Нейрофизиологические основы психической деятельности» (32 часа).

Занятия начнутся с 24 апреля, будут проходить по средам. Преподаватель – канд. биол. наук. Н.В. Сапогова. После прохождения курса слушатели получают удостоверение о повышении квалификации (при наличии высшего образования), либо сертификат о прохождении курса.

Содержание курса «Нейрофизиологические основы психической деятельности»

Блок программы Содержание
Введение
(4 часа)
Организм как открытая система. Понятие «гомеостаз», компоненты и гомеостатические константы внутренней среды организма.

Организм как саморегулирующаяся система.  Гормональная регуляция функций. Гормоны, их свойства. Механизмы гормональной регуляции функций в организме. Железы внутренней секреции, основные гормоны. Значение желез внутренней секреции для физического умственного и полового развития.

Нервная регуляция функций. Значение нервной системы. Рефлекс как основной механизм нервной регуляции функций в организме.

Физиология нейрона и нервных волокон
(10 часов)
Мембранные механизмы нервных процессов. Строение клеточной мембраны. Пассивный транспорт веществ. Ионные каналы, виды и механизмы деятельности. Активный транспорт веществ. Ионные насосы, виды и механизмы деятельности.

Мембранный потенциал покоя, его природа и значение. Мембранно-ионная теория Ходжкина, Хаксли и Катц происхождения мембранного потенциала.

Механизм возникновения возбуждения. Компоненты волны возбуждения. Критический уровень деполяризации, его значение. Потенциал действия. Возбудимость, методы исследования. Изменение возбудимости в процессе развития волны возбуждения.

Законы раздражения. Закон силы-длительности. Хронаксия, значение. Закон аккомодации. Ритмическое возбуждение. Функциональная подвижность и лабильность. Парабиоз Введенского. Фазы парабиоза, нейрофизиологический механизм развития.

Физиология нейрона. Обмен веществ и энергии в нейроне. Транспортные потоки веществ в нейронах. Аксонный и дендритный транспорт, ретроградный транспорт веществ. Функциональные состояния нейрона. Патологические нарушения нейронов и их отростков.

Физиология нервных волокон.  Строение и виды нервных волокон. Механизм проведения нервного импульса по мякотным и безмякотным волокнам.

Физиология синаптической передачи. Синапс, виды, строение и свойства. Механизмы передачи возбуждения в электрических и химических синапсах. Медиаторные системы мозга. Химические медиаторы, их многообразие. Холинергические и катехоламинергические медиаторные системы мозга. Регуляторные пептиды. Собственная опиатная система мозга (эндорфины). Физиологическая роль энкефалинов.

Торможение в ЦНС.  Первичное торможение, виды и механизмы развития. Вторичное торможение, виды и механизмы развития.

Общая физиология ЦНС (4 часа) Понятие «нервный центр». Структурно-функциональная организация нервных центров. Особенности проведения возбуждения в нервных центрах. Свойства нервных центров. Ритмическая активность. Трансформация ритма. Последействие. Суммация возбуждения. Облегчение. Утомляемость нервных центров. Пластичность нервных центров.

Рефлекторная деятельность ЦНС. Понятие «рефлекс», виды рефлексов. Рефлекторная дуга, виды. Структура рефлекторной дуги. Значение отдельных звеньев рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо, обратная связь, её значение. Принципы и механизмы координации рефлекторной деятельности в ЦНС. Доминанта А.А. Ухтомского. Свойства доминанты. Механизм возникновения доминанты. Значение.

Функциональное значение отделов ЦНС
(6 часов)
Спинной мозг, морфофункциональная характеристика спинальных нейронов. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга.

Задний мозг. Функции структур заднего мозга. Рефлекторная и проводниковая функции заднего мозга. Средний мозг. Функции структур среднего мозга. Децеребрационная ригидность. Рефлекторная и проводниковая функции среднего мозга. Черепно-мозговые нервы. Функции ядер черепно-мозговых нервов.

Мозжечок, функции мозжечка. Двигательные расстройства, возникающие при нарушении функций мозжечка.

Промежуточный мозг. Таламус, ядра таламуса. Функциональное значение таламуса. Гипоталамус. Ядра гипоталамуса, их значение. Участие гипоталамуса в регуляции вегетативных функций и поведенческих реакций. Значение гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции. Механизм саморегуляции деятельности желез внутренней секреции

Конечный мозг. Базальные ганглии, основные структуры. Функции базальных  ганглиев. Двигательные расстройства, возникающие при нарушении функций базальных ганглиев. Морфофункциональная организация коры больших полушарий. Функции древней и старой коры. Функциональные зоны новой коры. Колончатая организация новой коры. Структура колонки, механизм деятельности.

Физиология высшей нервной деятельности  
(6 часов)
Понятие о высшей и низшей нервной деятельности. Понятие «условный рефлекс», отличие от безусловных рефлексов. Классификация условных рефлексов.Условия образования условных рефлексов. Стадии и механизм образования условных рефлексов.

Понятие «динамический стереотип». Механизм и этапы формирования динамического стереотипа. Значение динамического стереотипа.

Торможение условных рефлексов. Внешнее торможение, виды и механизмы развития. Значение видов внешнего торможения. Внутреннее торможение условных рефлексов. Виды и механизмы развития. Значение видов внутреннего торможения.

Основные типы высшей нервной деятельности человека и животных. Соотношение типов ВНД и темперамента. Особенности ВНД у человека. Первая и вторая сигнальная системы. Речь, центры речи. Виды нарушений речи. Функциональная асимметрия полушарий (латерализация функций). Частные типы ВНД у человека.

Патологические нарушения ВНД. Понятие «невроз». Причины и механизмы развития неврозов. Виды и признаки неврозов.

Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе.

Преподаватель курса Н.В. Сапогова: “Наш мозг – это удивительная Вселенная: наша сложная психическая и поведенческая деятельность – есть результат его работы. Каковы механизмы деятельности мозга? Какие процессы происходят в мозге, благодаря которым мы можем быть эффективными или не справиться с ситуацией? Почему в одинаковой ситуации люди ведут себя по-разному? Как начинает учиться наш мозг уже с самого раннего возраста? Какие нарушения в работе  мозга могут стать причиной развития различных зависимостей и  психических нарушений? До сих пор у нейробиологов на многие вопросы ответов нет. Но сегодня многое известно о работе нашего мозга, начиная с механизмов субклеточного уровня до системной деятельности нервной системы. Если Вам интересны эти вопросы – то курсы повышения квалификации «Нейрофизиологические основы психической деятельности» точно для вас”.

Стоимость программы 6 700р. Приглашаем студентов всех направлений и всех, кому интересна данная программа.

Контакты для связи: Наталья Александровна Белоусова, тел 8 922 110 51 92, e-mail: nata.isk@mail.ru.